Какие тарифы на водоснабжение действуют в настоящее время и кто их устанавливает

Кто устанавливает тарифы на водоснабжение

Прежде всего выясним, что такое водоснабжение. Под этим понятием в п. 10 ст. 1 Водного кодекса РФ подразумевается подача водопользователями поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах. Водопользователи — это физические и юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом. К водопотребителям относятся граждане и компании, потребляющие воду из систем водоснабжения.

Подавая воду гражданам-водопотребителям для хозяйственно-питьевых нужд, водопользователь оказывает им услуги водоснабжения, которые согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта России от 28.06.93 № 163, относятся к коммунальным (код 042210 5).

Таким образом, организация — собственник скважины, из которой подается вода в жилые дома коттеджного поселка, оказывает владельцам этих домов услуги водоснабжения, а значит, коммунальные услуги.

Тарифы на услуги водоснабжения

Оказание коммунальных услуг регламентируется, в частности, Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее—Закон № 210-ФЗ), Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307.

Коммунальные услуги (в нашем случае — услуги водоснабжения) могут оказывать непосредственно ресурсоснабжающие организации, производящие коммунальные ресурсы (в частности, воду), на основании договора, заключенного с собственником жилого дома.

В части 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ сказано, что плата за коммунальные услуги, в том числе услуги водоснабжения, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в порядке, определенном законодательством РФ. Согласно п. 3 ст. 3 Закона № 210-ФЗ расчеты потребителей за услуги по водоснабжению осуществляются исходя из суммы, включающей цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу) для потребителей.

Тарифы на услуги ресурсоснабжающих организаций и надбавки к ним, а также надбавки к ценам для потребителей устанавливают органы местного самоуправления в соответствии с предельными индексами, действующими на территории конкретного муниципального образования. Предельные индексы (их устанавливают органы государственной власти соответствующего субъекта РФ) определяют границы максимально и минимально возможного изменения тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций с учетом надбавок к ним, а значит, цен (тарифов) для потребителей. Основание — ст. 3 и 5 Закона № 210-ФЗ, ст. 6 Федерального закона от 28.12.2005 № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ и некоторые законодательные акты Российской Федерации» и п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

Иными словами, в рассматриваемом случае организация — собственник скважины должна рассчитывать размер платы за подачу воды в дома коттеджного поселка по тарифам, установленным органами местного самоуправления для ресурсоснабжающих организаций в пределах индексов, действующих на территории этого муниципального образования. Наличие права собственности на скважину не имеет значения, поскольку организация является водопользователем, использующим водный объект для забора (изъятия) воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Норматив потребления воды

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — из нормативов потребления, утверждаемых органами местного самоуправления (п. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Норматив потребления коммунальных услуг — это месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов, который используется при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных или общих приборов учета, а также в иных случаях, указанных в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам. Например, при отказе собственника жилого дома сообщить ресурсоснабжающей организации показания прибора учета либо при неисправности этого прибора или его ремонте (замене) (п. 24, 31 и 32 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

Норматив потребления водоснабжения определяется в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306. Такие нормативы устанавливаются и утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления. А инициатором утверждения может быть как сам уполномоченный орган, так и ресурсоснабжающая организация.

Из сказанного можно сделать вывод, что ресурсоснабжающая организация не вправе самостоятельно устанавливать нормативы потребления воды, она может только обратиться в орган местного самоуправления для их установления и утверждения.

Новое в законодательстве о тарифах на воду: ценобразование, долгосрочное регулирование, дифференциация тарифов и «недополученные доходы»

В мае 2013 года правительством РФ принят ряд нормативных документов, вносящих изменения в регулировании сферы водоснабжения и водоотведения. Суть новаций разъясняет главный экономист ЗАО « Юрэнерго» Татьяна Исаева.

Постановление Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 « О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» привело в соответствие „Основы ценообразования“ в сфере водоснабжения и водоотведения с действующим Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ „О водоснабжении и водоотведении“.

Оно отменяет действие постановления Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520 « Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» в отношении регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. В отношении регулирования тарифов на утилизацию ( захоронение) ТБО постановление Правительства № 520 продолжает действовать.

Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 утверждены:

  • Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения ( далее – Основы ценообразования);
  • Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
  • Правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и одоотведения и порядка ведения его учета;
  • Правила расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения.

Тарифы на воду: основы ценнобразования

Основы ценообразования регулируют установление тарифов в сфере холодного и горячего одоснабжения и водоотведения.

1) в сфере холодного водоснабжения:

  • тариф на питьевую воду ( питьевое водоснабжение);
    тариф на техническую воду;
  • тариф на транспортировку воды;
  • тариф на подвоз воды;
  • тариф на подключение;

2) в сфере горячего водоснабжения:

  • тариф на горячую воду ( горячее водоснабжение);
  • тариф на транспортировку горячей воды;
  • тариф на подключение;

3) в сфере водоотведения:

  • тариф на водоотведение;
  • тариф на транспортировку сточных вод;
  • тариф на подключение.

Методы долгосрочного тарифного регулирования в сфере водоснабжения/водоотведения

Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения помимо действующих ранее методов установления тарифов ( метод экономически обоснованных расходов и метод сравнения аналогов) предусматривают методы долгосрочного тарифного регулирования:

  • метод доходности инвестированного капитала;
  • метод индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.

Данные методы направлены на привлечение в сферу водоснабжения и водоотведения частных инвестиций.

Однако, метод доходности инвестированного капитала может применяться только при соблюдении 6 критериев:

1) регулируемая организация должна иметь утвержденную в установленном порядке схему водоснабжения и ( или) водоотведения поселения или городского округа, на территории которого она осуществляет свою деятельность ( в настоящее время указанные схемы активно разрабатываются, но мало где утверждены);

2) регулируемая организация должна иметь утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу на долгосрочный период регулирования ( утверждение инвестиционной программы возможно только при наличии утвержденной в установленном порядке схемы водоснабжения и водоотведения поселения или городского округа);

3) регулируемая организация должна подать в орган тарифного регулирования заявление о выборе метода доходности инвестированного капитала;

4) протяженность соответственно водопроводных или канализационных сетей, эксплуатируемых регулируемой организацией, должна превышать 10 процентов суммарной протяженности сетей в централизованной системе соответственно водоснабжения или водоотведения;

5) регулируемая организация не должна являться государственным или муниципальным унитарным предприятием;

6) регулируемая организация должна осуществлять свою деятельность по водоснабжению и ( или) водоотведению в городах с населением более 500 тыс. человек и городах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации.

Основы ценообразования отражают механизм возврата инвестированного капитала. Метод регулирования тарифов определяет регулирующий орган с учетом предложения организации. Рост тарифов ограничен предельными индексами, устанавливаемыми ежегодно ФСТ России. При этом, предельные индексы устанавливаются в среднем по субъекту и в среднем на питьевое водоснабжение и водоотведение.

Дифференциация тарифов на воду

Введенные в действие Основы ценообразования предусматривают дифференциацию тарифов. В сфере горячего и холодного водоснабжения дифференциация может быть по следующим параметрам:

1) наличие нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем холодного ( горячего) водоснабжения;

2) объемы потребления воды абонентами;

3) соответствие качества питьевой воды и горячей воды требованиям, установленным санитарными нормами и правилами.

В сфере водоотведения тарифы могут дифференцироваться с учетом следующих параметров:

1) наличие нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем водоотведения;

2) категории сточных вод:

  • жидкие бытовые отходы, поверхностные сточные воды, хозяйственно-бытовые сточные воды, отводимые абонентами, в отношении которых не устанавливаются нормативы водоотведения ( сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов ( ТСЖ, ЖСК, Управляющие компании и индивидуальные жилые дома;
  • сточные воды, отводимые абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы водоотведения ( сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов;
  • сточные воды, отводимые иными абонентами.

При этом, запрещено устанавливать тарифы ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий абонентов за счет введения тарифов выше этой планки для других. Тарифы рассчитываются с учетом степени достижения целевых показателей деятельности регулируемых организаций.

Тарифы на воду: вводится понятие « Недополученные доходы»

Отдельно регламентировано, как определяется размер инвестированного капитала и рассчитывается норма его доходности. Вводится новое понятие « Недополученные доходы» — доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением объема поданной воды и ( или) принятых сточных вод.

Читайте также:  Как убрать или уменьшить жесткость воды из скважины

Ранее регулируемые организации пытались включить в тарифную заявку указанные « Недополученные доходы», но в законодательстве не было точного отражения данной позиции. Появляется понятие „Экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов в предыдущие периоды регулирования“ — расходы, связанные с незапланированным ростом цен на продукцию, изменением законодательства, а также расходы, не учтенные органом регулирования тарифов в предыдущий период регулирования тарифов, но признанные экономически обоснованными ФСТ России либо судом.

Таким образом, если в периоде регулирования возникли непредвиденные расходы, то включить их в тарифную заявку возможно только по решению ФСТ России или суда. Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения содержат порядок согласования с ФСТ России проектов тарифных решений региональных органов регулирования, которые повлекут превышение предельного индекса.

Законодательство в сфере водоснабжения и водоотведения становится более емким, сложным, сдерживающим необоснованный рост тарифов и нацелено на привлечение инвестиций в данную сферу. Однако, для привлечения инвестиций крайне необходима стабильность принимаемых нормативных и законодательных актов.

О типичных ошибках, которые допускают предприятия при подаче документов на установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения

О типичных ошибках, которые допускают предприятия при подаче документов на установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Основным направлением работы РСТ по регулированию тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения является рассмотрение документов, представленных предприятиями для установления тарифов, открытие дел по установлению тарифов, проведение экспертизы экономической обоснованности затрат, заявленных предприятиями для включения в тарифы и проведение соответствующих расчётов по установлению тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения.

Важным условием проведения экспертизы представленных предприятием документов, а так же их экономической обоснованности является качество самих документов, их соответствие установленному перечню и требованиям к оформлению.

Большое количество ошибок в документах предприятий, как арифметических, оформительских, так и юридических и методологических, приводит к затруднениям при оценке экономической обоснованности тарифов, часто не в пользу предприятий, продлению сроков рассмотрения тарифных дел, а так же невозможности оценки экономических последствий принятых решений.

В целях плодотворного сотрудничества, для оптимизации процесса рассмотрения документов и их экономической экспертизы, специалистами службы выделены типичные ошибки, которые допускают предприятия при подаче документов на установление тарифов.

Рассмотрим их более детально.

1. Несоблюдение требований действующего законодательства в сфере регулирования тарифов по представлению обосновывающих документов для установления экономически обоснованных тарифов:

– отсутствуют правоустанавливающие документы на эксплуатацию коммунальной инфраструктуры, а также документы, подтверждающие получение права на эксплуатацию на конкурсной основе;

– отсутствуют приложения к договорам по энергоснабжению, содержащие информацию об объемах потребления, перечне точек подключения, схемы энергоснабжения;

– договора аренды, поставки питьевой воды, приема сточных вод не имеют пролонгации на регулируемый период;

– в случае пролонгации договоров с потребителями услуг, необходимо представлять согласованные заявки на договорные объемы по водоснабжению и водоотведению на регулируемый период;

– объемы реализации услуг водоснабжения и водоотведения по группам потребителей и муниципальным образованиям, отраженные в структуре полезного отпуска, не соответствуют данным величинам в производственных программах;

– имеются расхождения в цифрах доходов и расходов, указанных в отчетности с соответствующими цифрами, отраженными в отчетах о доходах от реализации товаров (услуг) по установленным тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и расходах на реализацию производственных программ в сфере холодного водоснабжения и водоотведения за предыдущие периоды (далее – отчеты);

– отсутствуют отчеты с отражением информации о доходах и расходах, прибыли (убытках) в целом по предприятию, и в том числе по водоснабжению и водоотведению;

– отсутствуют расчеты неучтенных расходов воды, в т. ч. потерь;

– отсутствует информация об объемах производства услуг по муниципальным образованиям, в т. ч. конечным потребителям;

– включение во 2 раздел производственной программы затрат на текущий ремонт и техническое обслуживание объектов коммунальной инфраструктуры, вместо расходов на капитальный ремонт, имеющих экономический эффект;

– в расчетах финансовых потребностей на регулируемый период отсутствует постатейная расшифровка прочих прямых, цеховых и косвенных расходов, расходов на текущий ремонт, прибыль;

– в Положении об учетной политике организации на регулируемый период не предусмотрен порядок распределения косвенных (общехозяйственных) расходов, цеховых расходов;

– отсутствуют документы, подтверждающие стоимость выполнения мероприятий производственной программы (дефектные акты, договора подряда в случае выполнения ремонтных работ с привлечением сторонних организаций, договора аренды специальной техники, утвержденная проектно-сметная документация, прайс-листы на строительные материалы и оборудование, акты о приемке выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат, расчетные платежные документы, товарные и кассовые чеки). Аналогичные документы необходимо представлять в подтверждение затрат на текущий ремонт.

– имеют место факты включения в производственные программы одних и тех же объектов в течение нескольких лет без соответствующего обоснования. В случае, если на данных объектах необходимо проведение поэтапных ремонтных работ, имеющих экономический эффект, то к заявленным расходам необходимо прилагать обосновывающие документы, указывающие на необходимость их выполнения;

– отсутствуют документы, подтверждающие расходы материалов на технологию, прочие прямые расходы, прочие (цеховые и косвенные) расходы;

– отсутствует расчет нормативной численности;

– отсутствует расчет арендной платы;

– отсутствует расчет амортизационных отчислений;

– отсутствуют квитанции о принятии отчетности соответствующими органами.

Также, имеют место ошибки в оформлении представленных организациями для установления тарифов документов, а именно:

– отсутствует опись документов;

– отсутствует сквозная нумерация листов;

– на документах отсутствуют печати и подписи руководителя организации или уполномоченного лица;

– копии документов не заверены надлежащим образом (отсутствуют печать и подпись руководителя или уполномоченного лица).

Кроме того, имеют место арифметические ошибки, в результате которых расчетные тарифы превышают тарифы, предложенные к установлению.

Особо следует указать на обязательное ведение организациями раздельного бухгалтерского учета по регулируемым видам деятельности, необходимость которого определена п. 12 ст.31 Федерального закона -ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон).

Также напоминаем, что в целях совершенствования обмена электронными документами между Федеральной службой по тарифам, Региональной службой по тарифам Ростовской области и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, для обеспечения оперативности подготовки, проверки и принятия тарифных решений, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, представляют в Региональную службу по тарифам Ростовской области информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения тарифов на бумажном носителе и в электронном виде в формате федеральной государственной информационной системы Единой информационно-аналитической системы “ФСТ России – РЭК – субъекты регулирования” (далее – ЕИАС ФСТ России) с применением регионального сегмента системы.

К сожалению, не все организации, осуществляющие водоснабжение и водоотведение, подключены к региональному и федеральному сегментам ЕИАС. Необходимо активизировать работу в данном направлении.

Следует отметить, что в настоящее время отсутствуют утвержденные Правительством РФ Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные п. п.5, 6 ч.1 ст.4 Федерального закона.

В соответствии с ч.6 ст.42 Федерального закона, до внесения в законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, направленных на приведение указанных актов в соответствие с настоящим Федеральным законом, эти акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Таким образом, до внесения соответствующих изменений, действуют нормативные правовые документы, определяющие ценообразование и порядок регулирования тарифов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, принятые во исполнение Федерального закона -ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»:

– Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные постановлением Правительства РФ ;

– Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные приказом Министерства регионального развития РФ .

Судебная практика о порядке формирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения

Верховным Судом Российской Федерации в 2018 году рассмотрено более 50 споров искам об оспаривании решений органов тарифного регулирования об установлении (корректировке) тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения.

Руководитель юридического департамента ГК «Водоканал Эксперт» Елена Захарова подготовила краткий обзор основных выводов Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении споров о порядке формирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения в 2018 году.

Основные вопросы касались установления законных оснований владения имуществом, используемого в регулируемой деятельности, невозможности установления тарифов выше и ниже экономически обоснованного уровня для различных категорий потребителей, учета предельного допустимой величины роста тарифов и основных требований при формировании некоторых экономически обоснованных затрат.

Общие вопросы формирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения:

  1. Верховный Суд Российской Федерации (далее – Суд) пришел к выводу, что органам тарифного регулирования при установлении тарифов необходимо установить наличие законных оснований у регулируемой организации владения имуществом, используемым в регулируемой деятельности. Орган тарифного регулирования должен проверять законность заключенных договоров аренды или концессионных соглашений, в том числе и потому, что расходы на оплату права владения и (или) пользования муниципальным имуществом учитываются в необходимой валовой выручке в зависимости от правовой формы оформления таких прав (Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 11.10.2018 N 8-АПГ18-7, городской округ г. Переславль-Залесский Ярославской области; Определение Верховного Суда РФ от 24.05.2018 N 48-АПГ18-9, Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 23.05.2018 N 48-АПГ18-8, Сосновский муниципальный район Челябинской области). В обоснование приведены нормы Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении), Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 (далее – Основы ценообразования), которые содержат императивное правило о том, что права владения и (или) пользования муниципальными централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения могут быть переданы по договорам аренды или концессионным соглашениям, по общему правилу, заключенным по результатам конкурса. При этом в конкурсной документации предусматриваются необходимые для расчета долгосрочных тарифов параметры, которые используются при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации. Экономически обоснованный размер арендной платы определяется исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В то же время концессионная плата не учитывается при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, за исключением концессионной платы, установленной концессионным соглашением, заключенным и зарегистрированным в установленном порядке до 31 декабря 2012 г. Сам по себе формальный статус гарантирующей организации в сфере водоснабжения, сохраняющийся ввиду невнесения органом местного самоуправления соответствующих изменений в свои нормативные акты, в отсутствие использования на законных основаниях имущества, необходимого для осуществления регулируемой деятельности, не образует той совокупности обстоятельств, с наличием которых законодатель связывает необходимость установления тарифов.
  2. Верховный Суд Российской Федерации обосновал недопустимость установление тарифов на питьевую воду и водоотведение для категорий (групп) потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» выше экономически обоснованного уровня за счет установления для категории «население» этих же тарифов ниже экономически обоснованного уровня не допускается со ссылкой на часть 25 статьи 32 Закона о водоснабжении и пункт 35 Основ ценообразования. Суд указал, что обеспечение получения необходимой валовой выручки и недопущение экономических потерь ресурсоснабжающей организации при регулировании тарифов на питьевую воду и водоотведение для категории «население» за счет возложения бремени возмещения таких потерь на другие категории потребителей данного ресурса (питьевой воды) и услуги по водоотведению путем установления тарифов выше экономически обоснованного уровня не может расцениваться как соблюдение таких принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, как: достижение и соблюдение баланса экономических интересов, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов (Определение Верховного Суда РФ от 11.10.2018 N 57-АПГ18-9, Ракитянский район Белгородской области; Определение Верховного Суда РФ от 11.10.2018 N 57-АПГ18-12, Ивнянский район Белгородской области; Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 11.10.2018 N 57-АПГ18-10, город Валуйки и Валуйский район Белгородской области; Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 11.10.2018 N 57-АПГ18-11, Красненский район Белгородской области; Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 11.10.2018 N 57-АПГ18-7, Алексеевский район и г. Алексеевка Белгородской области; Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 13.09.2018 N 57-АПГ18-8, Чернянский района Белгородской области; Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 12.09.2018 N 57-АПГ18-6, Губкинский городской округ Белгородской области).
  3. По вопросу возможности установления тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения с превышением предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги позиция Верховного Суда Российской Федерации разделилась. В первой ситуации Суд пришел к выводу, что тарифы устанавливаются с ростом в рамках предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги, с превышением указанного предельного индекса роста тариф установлен быть не может (Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 26.07.2018 N 65-АПГ18-5, Город Биробиджан Еврейской автономной области), подлежащая включению в тариф величина выпадающих доходов не должна приводить к превышению предельно допустимой величины роста тарифа, а в случае превышения, выпадающие доходы подлежат включению в тарифы последующих лет, но в пределах трех годовалого периода регулирования (Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 26.12.2018 N 7-АПГ18-10, Ивановская область). Во второй ситуации Суд указал со ссылкой на часть 26 статьи 32 Закона о водоснабжении, что утверждение тарифов ниже экономически обоснованного уровня в целях непревышения коммунальных платежей над максимальным допустимым уровнем изменения размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданами, недопустимо. Соотнесение размера устанавливаемого тарифа с предельным уровнем изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, подлежат урегулированию уполномоченным органом субъекта РФ путем установления льготных тарифов, выплаты субсидий в целях возмещения недополученной выручки организациям, осуществляющим деятельность по регулируемым ценам (тарифам) (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.01.2018 N 41-АПГ17-14, г. Сальск и Сальский район Ростовской области).
  4. О ежегодной корректировке выпадающих доходов Суд указал, что они подлежат ежегодной корректировке в составе необходимой валовой выручки. Расчет недополученных доходов, представленный с обосновывающими документами при тарифном регулировании в предыдущие периоды регулирования, не признается представленным при установлении тарифов на предстоящий период регулирования (Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 26.12.2018 N 7-АПГ18-10, Ивановская область).
  5. При расчете объема принятых сточных вод Суд указал, что необходимо руководствоваться пунктом 5 Методических указаний N 1746-э, нельзя суммировать фактические и плановые значения рассчитываемого показателя за различные временные интервалы (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.01.2018 N 41-АПГ17-14, г. Сальск и Сальский район Ростовской области).
Читайте также:  Как выбрать систему водоочистки для квартиры

Выводы и обоснования Верховного Суда Российской Федерации могут быть использованы регулируемой организацией и органами тарифного регулирования при формировании, утверждении, обосновании тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе в целях исключения повторных ошибок всех заинтересованных (участвующих) в фор мировании тарифов лиц.

Расчет отдельных статей затрат:

  1. По расходам на аренду транспортного средства Суд указал, что отчет об оценке стоимости арендной платы независимого оценщика, который не содержит расчет согласно ст. 44 Основ ценообразования, не является доказательством обоснованности размера арендной платы, подлежащей учету в тарифе (Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 07.11.2018 N 58-АПГ18-15, Хабаровский край).
  2. По расходам на горюче-смазочные материалы Суд пришел к выводу, что незаконно исключать такие расходы только на том основании, что не представлены договоры, заключенные на торгах. Орган тарифного регулирования должен использовать иные источники информации о ценах, в том числе провести анализ представленных регулируемой организацией документов, обосновывающих фактические затраты по указанной статье (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.01.2018 N 41-АПГ17-14, г. Сальск и Сальский район Ростовской области).
  3. При определении объема ремонтных расходов Суд указал, что не учитывается Экспертное заключение о результатах технического обследования и стоимости ремонтно-восстановительных работ, если оценка произведена без использования инструментального обследования и в нарушение Требований к проведению технического обследования, утвержденных Приказом Минстроя России от 05.08.2014 N 437/пр (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.01.2018 N 48-АПГ17-22, Челябинский городской округ Челябинской области).
  4. По результату анализа спорной ситуации по передаче участником в уставный капитал ранее «самортизированных» объектов до балансовой стоимости, равной 0, и в последующем оцененных по рыночной стоимости объектов Суд указал, что данное действие является злоупотреблением правом, а увеличение суммы амортизационных отчислений в тарифном предложении — экономически необоснованным (Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 23.08.2018 N 11-АПГ18-11, Республика Татарстан, Набережные Челны).

Расчет расходов на оплату труда:

  1. Суд еще раз подтвердил необходимость учета Регионального тарифного соглашения при расчете расходов на оплату труда согласно пункту 17 Методических указаний №1746-э (Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 11.01.2018 N 7-АПГ17-8, городской округ Кинешма Ивановской области).
  2. Достаточно любопытным представляется обоснование неприменения понижающего коэффициента 0,5, установленного в примечании 3 к таблице 16 приказа Госстроя РФ от 22 марта 1999 г. N 66 при расчете расходов на оплату труда основного производственного персонала, заключающееся в том, что отсутствуют методические указания и разъяснения по порядку применения понижающего коэффициента не более 0,5 при расчете численности машинистов для обслуживания частично автоматизированных насосных установок, в частности, не урегулировано, каким образом следует определять степень автоматизации (полная, средняя и т.д.) и какой коэффициент надлежит применять (например, в интервале от 0,1 до 0,5), притом что автоматизация насосных станций не всегда приводит к сокращению численности машинистов (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 01.03.2018 N 33-АПГ18-4, Ленинградская область).

Расчет предпринимательской прибыли:

  1. При определении расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации Суд указал, что уменьшение установленного размера (5% расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования) недопустимо, в том числе и по такому основанию как недопущение превышения размера коммунальных платежей над максимальным допустимым уровнем изменения размера платы за коммунальные услуг (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.01.2018 N 41-АПГ17-14, г. Сальск и Сальский район Ростовской области).
Читайте также:  Общие положения СП для водоснабжения

Обязательность раздельного учета расходов:

  1. Суд установил последствия неведения раздельного учета расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности, указав, что в целях исключения повторного учета одних и тех же затрат, необходимая валовая выручка регулируемого вида деятельности уменьшается на процент, который приходится на общую сумму затрат по нерегулируемым видам деятельности (Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 26.07.2018 N 65-АПГ18-5, г. Биробиджан Еврейской автономной области).
  2. Суд также указал последствия понесенных экономически необоснованных расходов регулируемой организации, установив, что такие расходы полностью исключаются из необходимой валовой выручки, если стоимость оплаты определена по договорам, заключенным не на торгах и не представлены документы, обосновывающие экономическую целесообразность заключения таких договоров. При этом из необходимой валовой выручки исключается полностью вся сумма по таким договорам, в том числе НДС (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 28.02.2018 N 14-АПГ17-18, город Воронеж Воронежской области).

Выводы и обоснования Верховного Суда Российской Федерации могут быть использованы регулируемой организацией и органами тарифного регулирования при формировании, утверждении, обосновании тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе в целях избежания повторных ошибок всех заинтересованных (участвующих) в формировании тарифов лиц.

Тарифы на воду и водоотведение в 2020 году в Москве и Московской области

Тарифы на воду для расчёта оплаты коммунальных услуг в городе Москва, а также для населения Московской области поставляемых АО «Мосводоканал» разделяются на два периода: тарифы водоснабжения и водоотведения с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 и тарифы водоснабжения и водоотведения с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года.

На территории Москвы и Московской области действуют тарифов на воду представленные ниже в таблице. Все тарифы на питьевую воду и водоотведение указаны в руб./куб.м:

Рассмотрим каким образом устанавливается конкретная сумма в квитанции ЖКХ. Ключевую роль в порядке расчета тарифов на воду и водоотведение в Москве и Московской области играет наличие или отсутствие приборов учета. Существуют несколько видов расчета расхода воды:

  • По счетчику. Размер оплаты воды рассчитывается по индивидуальному прибору учета установленному в квартире.
  • По общедомовому прибору учета. Размер оплаты за водопотребление при отсутствии индивидуального прибора учета вычисляться из показаний коллективного, общедомового водомера. Путем вычисления усредненной нормы душевого потребления, по количеству проживающих и нормативов, которые устанавливаются для каждого региона.
  • На общедомовые нужды. Размер оплаты за водоснабжение, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, рассчитывается из показаний домового прибора учета. В эту строку включаются все расходы воды не связанные с потреблением в квартирах. В раздел расходов на общедомовые нужды входят кубометры, которые ушли в результате аварий и сопутствующие расходы водопотребления.

Тарифы на питьевую воду и водоотведение на территории города Москвы (за исключением Троицкого и Новомосковского административных округов)

Тарифы на питьевую водуТарифы на водоотведение
Группы потребителейс 01.01.2020 по 30.06.2020с 01.07.2020 по 31.12.2020с 01.01.2020 по 30.06.2020с 01.07.2020 по 31.12.2020
Население (с учетом НДС)40,4842,3029,5730,90
Прочие потребители (без НДС)33,7335,2524,6425,75
Организации водопроводно-канализационного хозяйства Московской области, по местам исполнения обязательств — город Москва (без НДС)24,8125,5520,7521,37

Тарифы на питьевую воду и водоотведение на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы.

Тарифы на питьевую водуТарифы на водоотведение
Наименование административных округов МосквыНаименование потребителей01.01.2020 по 30.06.202001.07.2020 по 31.12.202001.01.2020 по 30.06.202001.07.2020 по 31.12.2020
Городской округ ЩербинкаНаселение (с учетом НДС)26,4830,5429,5730,90
Потребители (без НДС)22,0725,4524,6425,75
Поселения Московский, Внуковское, Воскресенское, Десеновское, «Мосрентген», Сосенское, ФилимоновскоеНаселение (с учетом НДС)40,4842,3036,5535,82
Потребители (без НДС)33,7335,2530,4629,85
Поселения Щаповское, КленовскоеНаселение (с учетом НДС)32,4635,7136,8535,75
Потребители (без НДС)27,0529,7630,7129,79
Поселения Вороновское, Краснопахорское (за исключением поселка подсобного хозяйства Минзаг), Михайлово-Ярцевское, РоговскоеНаселение (с учетом НДС)27,5431,4538,2137,06
Потребители (без НДС)22,9526,2131,8430,88
Поселок подсобного хозяйства Минзаг поселения КраснопахорскоеНаселение (с учетом НДС)29,5234,0729,5730,90
Потребители (без НДС)24,6028,3924,6425,75
Поселение РязановскоеНаселение (с учетом НДС)25,7229,9229,5730,90
Потребители (без НДС)21,4324,9324,6425,75
Городской округ ТроицкНаселение (с учетом НДС)28,6332,4129,3230,90
Потребители (без НДС)23,8627,0124,4325,75
Поселения Киевский, Первомайское, Новофедоровское, Кокошкино, МарушкинскоеНаселение (с учетом НДС)40,4842,3029,5730,90
Потребители (без НДС)33,7335,2524,6425,75

Тарифы на техническую воду, поставляемую потребителям акционерного общества «Мосводоканал»

Группы потребителейНаименование потребителей01.01.2020 30.06.202001.07.2020 31.12.2020
Тарифы на техническую воду, поставляемую потребителям акционерного общества «Мосводоканал»Прочие потребители (без НДС)8,348,72

Цена (тариф) в руб./куб.м

Тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для АО «Мосводоканал» на территории Московской области

Тарифы на питьевую водуТарифы на водоотведение
Группы потребителейс 01.01.2020 по 30.06.2020с 01.07.2020 по 31.12.2020с 01.01.2020 по 30.06.2020с 01.07.2020 по 31.12.2020
Население (с учетом НДС)28,6429,5123,0823,77
Прочие потребители (без НДС)23,8724,5919,2319,81

Цена (тариф) в руб./куб.м

Тарифы на транспортировку воды для ОАО «Водоканал» г.о. Королев

Группы потребителейс 01.01.2020 по 30.06.2020с 01.07.2020 по 31.12.2020
Прочие потребители (без НДС)3,393,53

Контакты

  • Адрес: 105005, Москва, Плетешковский пер., 2
  • Номер горячей линии: +7 (499) 763-34-34
  • E-mail: post@mosvodokanal.ru
  • Вход в личный кабинет: https://onewind.mosvodokanal.ru
  • Официальный сайт: http://www.mosvodokanal.ru

Отзывы и комментарии:

Здравствуйте, ТСН «Можайка» (адрес МО, Одинцовский район,р.п. Новоивановское, Можайское шоссе дом 51 выслала мне платежку .
Подскажите мне пожалуйста тарифы на холодную, горячую воду и на водоотвеведение. ( работают с му еркц Одинцовского района) водосчетчики есть и опломбированы.

Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения ранее действующей организации при правопреемстве

Вопрос: Здравствуйте! У нас в районе с 01.09.2014 начнет функционировать новое предприятие тепло-, водоснабжения и водоотведения. Подскажите, пожалуйста, можем ли мы применять тарифы ранее действующей организации в порядке правопреемства?

Учитывая что новая организация ресурсоснабжения является многопрофильной, мы даем ответ в части теплоснабжения и водопроводно-канализационного хозяйства (далее – ВКХ).

Прежде чем применять нормы действующего законодательства в сфере тарифообразования (тарифы при реорганизации, тарифы при правопреемстве) целесообразно разъяснить понятие правопреемство и его виды.

Правопреемство предполагает смену субъектного состава правоотношений при сохранении первоначального существа правоотношений, т.е. права и обязанности одного субъекта переходят к другому субъекту. В нашем случае права и обязанности от одной ресурсоснабжающей организации (далее – РСО) перешли к другой РСО. Выделяют два вида правопреемства – универсальное (для юридических лиц – реорганизация), сингулярное (для юридических лиц – перевод долга).

Тариф на тепловую энергию при реорганизации (тарифы в сфере теплоснабжения при реорганизации теплоснабжающей организации)

Согласно пункту 21 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее – Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), в отношении источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей теплоснабжающей (теплосетевой) организации, которая в порядке правопреемства в текущий период регулирования в полном объеме приобрела права и обязанности организации, осуществлявшей регулируемые виды деятельности, применяются тарифы, установленные для реорганизованной организации, без открытия дела об установлении цен (тарифов) до утверждения для организации-правопреемника цен (тарифов) в установленном порядке.

Таким образом, применение в хозяйственной деятельности тарифов в сфере теплоснабжения (тариф на тепловую энергию, на передачу тепловой энергии) ранее действующей РСО возможно только в случае правопреемства в форме реорганизации и только в отношении переданных источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей.

В иных случаях применение тарифов в сфере теплоснабжения ранее действовавшей теплоснабжающей организации недопустимо.

Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения при правопреемстве

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее – Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения), в отношении организации-правопреемника, которая в текущем периоде регулирования в полном объеме приобрела права и обязанности регулируемой организации, ранее осуществлявшей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, применяются тарифы, установленные для указанной организации-предшественника, до утверждения для организации-правопреемника тарифов в установленном порядке.

Переход прав и обязанностей регулируемой организации в порядке правопреемства осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, организацией-правопреемником при соблюдении указанных в пункте 34 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения условий применяются тарифы, установленные для организации-предшественника, с момента приобретения в полном объеме прав и обязанностей регулируемой организации ВКХ.

В иных случаях применение тарифов, установленных в отношении лиц, ранее осуществлявших эксплуатацию систем водоснабжения и (или) водоотведения, не представляется возможным.

Задать свой вопрос, Вы можете по тел.: (3452) 40-34-34 (3452) 40-34-34 , написав нам на gkh.lex@gmail.com или на сайте через онлайн-консультанта.

Внимание: ответ дан в соответствии с нормами федерального законодательства по состоянию на 28.07.2014

Ссылка на основную публикацию