Что такое зоны санитарной охраны источников водоснабжения и зачем они нужны

Зона санитарной охраны: кому нужен проект ЗСО?

Зона санитарной охраны источников водоснабжения

Зона санитарной охраны (ЗСО) по закону предусмотрена вокруг источника воды. Различают:

Предприятию нужен проект ЗСО, чтобы определить меры и ресурсы для защиты источника воды в месте водозабора от химического и микробиологического загрязнения. Под каждую зону санитарной охраны разрабатывается отдельный проект ЗСО.

Требования СанПиН к санитарным зонам

СанПиН 2.1.4.1110-02 определяет порядок установки трех зон (поясов) охраны водного источника.

Скачать СанПиН 2.1.4.1110-02

Размер/ пояса зон санитарной охраны

На размер зоны санитарной охраны влияет:

  • статус источника – поверхностный или подземный
  • наличие микробного и (или) химического загрязнения
  • насколько надежна естественная защита скважины от поверхностного загрязнения
  • другие гидро-геологические условия
Пояс ЗСОЗащитная функцияГраница пояса ЗСОКомментарий
ЗСО первого пояса (зона строгого режима)Защита от несанкционированного подхода/подъезда и замусоривания территории вокруг скважины30 м (для водонепроницаемых пластов землиТребуется ограждение, обеспечение водоотвода поверхностных вод, отсутствие деревьев и кустов, организация дорожек и площадок для подъезда спецтранспорта. Исключаются близкие постройки, выпас скота, использования химудобрений.
50 м (для водонепроницаемых пластов земли)
ЗСО второго поясабактериологическое загрязнениеРасчетным путемЗапрещено размещать могильники, кладбища, силосные ямы, канализацию, свалки мусора, химикатов и удобрений.
ЗСО третьего поясахимическое загрязнениеРасчетным путемИсключается расположение хим. производств, складов удобрений, ГСМ, шламохранилищ и пр.

Использование водных источников необходимо согласовывать с собственниками земли, находящимися во 2 и 3 поясах зоны санитарной охраны предприятия. Процесс согласования занимает 1-2 года.

Первый пояс ЗСО — зона строгого режима. Чтобы сократить ЗСО I пояса, нужно подавать в Роспотребнадзор проект обоснования уменьшения зоны санитарной охраны источника водоснабжения.

Второй пояс ЗСО — бактериологический контроль. Граница 2 пояса ЗСО устанавливается путем расчетов, в зависимости от дебета скважины, мощности водоносного горизонта, биоактивности бактерий.

Третий пояс ЗСО — химический контроль. Граница 3 пояса ЗСО планируется также расчетным путем, исходя из дебета скважин и мощности водоносного горизонта, срока до конца эксплуатации скважины.

Проект организации зоны санитарной охраны (Проект ЗСО)

Для разработки проекта ЗСО потребуется заключение гидрогеологов по конкретному участку арендатора участка недр.

Когда нужен ЗСО

  • Есть/планируется артезианская скважина или водопровод питьевого водоснабжения
  • Прокладка водопровода в новом здании
  • Планируется замена (части) системы водоснабжения
  • Когда нужно выбрать источник водоснабжения на этапе строительства

Кому нужен ЗСО

Все промышленные предприятия, детские сады, лагеря и муниципальные администрации.

Срок проекта зоны санитарной охраны

  • От 2 месяцев — сбор документов, разработка проекта, получение санэпид заключений.
  • 1-2 года — Получение согласия на водопользование от лиц, являющихся собственниками участков во 2-3 поясах ЗСО предприятия.
  • До 40 дней — согласование проекта в Комитете по Природным ресурсам.
  • Бессрочно — действие готового проекта ЗСО.

Ответственность за отсутствие проекта зон санитарной охраны

Без проекта ЗСО предприятию нечего предъявить Росприроднадзору, если то заподозрит их в нанесении ущерба водному объекту. Проверяющие органы вправе и будут применять штрафные санкции.

Административная ответственность (№ 195-ФЗ от 30.12.2001, статьи 8.13-15):

  • Загрязнение воды, нарушение правил эксплуатации водных сооружений — 10 – 20 тысяч рублей для юрлиц
  • Загрязнение, засорение/истощение источников — 30 – 40 тысяч рублей для юрлиц
  • Нарушение правил при заборе воды, сбросе стоков в водные объекты — 10 – 20 тысяч рублей или приостановка деятельности до 90 суток для юрлиц

Уголовная ответственность (Кодекс РФ № 62-ФЗ от 13.06.1996, статья 250) за загрязнение вод, повлекшее:

  • Вред животным или растительному миру — 80 тыс. рублей, запрет на занятие должности до 5 лет, общественные работы 100-180 часов, арест до 3 месяцев.
  • Вред здоровью человека, массовую смерть животных — 200 000 рублей, общественные работы 180-240 часов, лишение свободы до 2 лет.
  • Смерть человека — лишение свободы до 5 лет.

Исходные данные для разработки проекта ЗСО

Перечень документов будет отличаться для поверхностного или подземного источника. Скачивайте полные перечни исходных данных по ЗСО с комментариями разработчика:

ЗСО поверхностного источника водоснабжения

ЗСО подземного источника водоснабжения

Со стороны заказчика потребуются:

  1. Договор пользования водным объектом
  2. Реквизиты компании
  3. Разрешение на водопотребление
  4. Техническая характеристика водозаборных сооружений
  5. Схема водопотребления/водоотведения
  6. Гидротехническая характеристика береговой насосной станции
  7. Документы на контрольно-измерительную аппаратуру
  8. Перспектива водоотбора
  9. Журнал учета водоотбора

Остальные документы и справки могут быть получены непосредственно исполнителем в ходе разработки проекта ЗСО.

Для чего устанавливают зоны санитарной охраны источников водоснабжения?

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологической надежности проектируемых и реконструируемых водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения в местах расположения водозаборных сооружений и окружающих их территорий устраивают зоны санитарной охраны (ЗСО).

Создание санитарных зон необходимо для предотвращения загрязнения источников хозяйственно-питьевого водоснабжения. Они охватывают эксплуатируемый водоем и часть бассейна его питания.

Основные требования к проектированию зон санитарной охраны определяются СНиП 2.04.02-84*. Зона санитарной охраны источника водоснабжения в месте забора воды состоит из трех поясов, в каждом из которых устанавливают особый режим, санитарный надзор и контроль за качеством воды в источнике. Первый пояс – зона строгого режима, второй и третий – режимов ограничения.

Проект указанных зон разрабатывается на основе данных санитарно-топографического обследования территорий, а также гидрогеологических, гидрологических, инженерно-геологических и топографических материалов. Определяются границы поясов зон, перечень мероприятий по их организации и санитарный режим в них. Он согласовывается с органами и учреждениями санитарно- эпидемиологической службы, органами по регулированию использования и охраны вод, заинтересованными организациями и местными органами власти.

Границы первого пояса зоны санитарной охраны поверхностного источника ограничивают источник в месте забора воды и площадку, занимаемую водозаборами, насосными станциями, очистными сооружениями и резервуарами чистой воды. Граница первого пояса устанавливается в целях устранения возможности случайного или умышленного загрязнения воды в нем. Он охватывает акваторию рек и подводящих каналов не менее чем на 200 м от водозабора вверх по течению и 100 м вниз по течению. По прилегающему берегу граница пояса проходит на расстоянии не менее чем 100 м от линии уреза воды при максимальном уровне. При ширине реки и канала до 100 м в первый пояс зоны входит часть противоположного берега (по отношению к водозабору) шириной 50 м от уреза воды, при большей ширине – акватория шириной не менее 100 м.
Зона санитарной охраны первого пояса для водохранилищ и озер охватывается границей, проходящей на расстоянии 100 м от водозабора по акватории источника во всех направлениях, а по прилегающему к водозабору берегу – на расстоянии не менее 100 м от уреза воды. Если водозабор ковшового типа, то в границы входят вся площадь ковша и территория вокруг него полосой не менее 100 м.

Для подземных источников граница проходит в радиусе 30 м от водозабора, если источник надежно защищен; при отсутствии гарантии надежной защиты граница пояса проходит в радиусе 50 м. Территория первого пояса должна быть спланирована, озеленена и огорожена, а на акватории поверхностных источников поставлены предупредительные знаки. В этих границах запрещены все виды строительства, не связанные с основным производством, проживание людей, купание, водопой и выпас скота, ловля рыбы, стирка белья, применение удобрений и ядохимикатов, рубка леса.

Второй пояс санитарной зоны охватывает территорию по обеим сторонам реки на расстоянии 500-1000 м от уреза воды. Боковые границы зависят от рельефа местности. Граница второго пояса вниз по течению реки принимается на расстоянии не менее 250 м от места водозабора. Вверх по течению реки ее назначают исходя из пробега воды от нее до водозабора в течение 3-5 суток в зависимости от климатических условий при среднемесячном расходе воды 95 %-ной обеспеченности. На судоходных peкaх и каналах в границы второго пояса включают акваторию, прилегающую к водозабору в пределах фарватера.

13. Классификация отопления здания.

В зависимости от преобладающего способа теплопередачи отопление помещений может быть конвективным или лучистым.

К конвективному относят отопление, при котором температура внутреннего воздуха tв поддерживается на более высоком уровне, чем радиационная температура помещения tR (tв>tR), понимая под радиационной усредненную температуру поверхностей, обращённых в помещение, вычисленную относительно человека, находящегося в середине этого помещения. Лучистым называют отопление, при котором радиационная температура помещения превышает температуру воздуха (tR>tв). Лучистое отопление при несколько пониженной температуре воздуха tв (по сравнению с конвективным отоплением) более благоприятно для самочувствия человека в помещении (например, до 18…20°C вместо 20…22°C в помещениях гражданских зданий).

Отопление помещений осуществляется специальной технической установкой, называемой системой отопления. Система отопления – это совокупность конструктивных элементов со связями между ними, предназначенных для получения, переноса и передачи теплоты в обогреваемые помещения здания.

Основные конструктивные элементы системы отопления:

§ теплоисточник (теплогенератор при местном или теплообменник при централизованном теплоснабжении) – элемент для получения теплоты;

§ теплопроводы – элемент для переноса теплоты от теплоисточника к отопительным приборам;

§ отопительные приборы – элемент для передачи теплоты в помещение;

Перенос по теплопроводам может осуществляться с помощью жидкой или газообразной рабочей среды. Жидкая (вода или специальная незамерзающая жидкость – антифриз) или газообразная (пар, воздух, продукты сгорания топлива) среда, перемещающаяся в системе отопления, называется теплоносителем. Системы отопления по расположению основных элементов подразделяются на местные и центральные.

В местных системах для отопления, как правило, одного помещения все три основных элемента конструктивно объединяются в одной установке. Примером местной системы отопления могут служить отопительные печи.

Центральными называются системы, предназначенные для отопления группы помещений из единого теплового центра. В тепловом центре (пункте) находятся теплогенераторы (котлы) или теплообменники. Они могут размещаться непосредственно в обогреваемом здании (в ИТП) либо вне здания – в центральном тепловом пункте (ЦТП), на тепловой станции (отдельно стоящей котельной) или ТЭЦ.

Теплопроводы центральных систем подразделяют на:

магистрали (подающие, по которым подается теплоноситель, и обратные, по которым отводится охладившийся теплоноситель);

стояки (вертикальные трубы);

ветви (горизонтальные трубы, связывающие магистрали с подводками к отопительным приборам);

Центральная система отопления называется районной, когда группа зданий отапливается из отдельно стоящей центральной тепловой станции.

Для отопления зданий и сооружений в настоящее время преимущественно используют воду или атмосферный воздух, гораздо реже водяной пар или нагретые газы. В зависимости от вида используемого в системе отопления теплоносителя их принято называть системами водяного, парового, воздушного или газового отопления.

14.Какие существуют методы вертикальной планировки.

В планировочном проектировании применяются следующие основные методы вертикальной планировки:

а. метод вертикальной планировки по осям проездов улиц, применяемый при разработке схемы вертикальной планировки городской территории в составе генерального плана города;

б. метод проектных (красных) горизонталей, применяемый в проектах детальной планировки отдельных районов города и проектах застройки улиц, площадей и различных городских ансамблей и комплексов.

в. графоаналитический метод.

Метод проектных горизонталей заключается в том, что на плане в горизонталях, характеризующих существующий рельеф, наносятся проектные (красные) горизонтали, определяющие проектную поверхность. Проектная поверхность может иметь как простую геометрическую форму, так и сложную, представляющую собой сочетание ряда поверхностей (плоскостей), наклоненных друг к другу под разными углами.

Проектные горизонтали обычно показываются на чертежах красным цветом, откуда и получили свое название «красных горизонталей» в отличие от «черных горизонталей», определяющих существующий рельеф территории. Проектными горизонталями можно наглядно изобразить проектный микрорельеф городских улиц и площадей, территорий жилых микрорайонов и зеленых насаждений.

Читайте также:  На какие СНиПы стоит опираться при строительстве систем водоснабжения и канализации

Взаимное местоположение горизонталей на проезжей части и тротуарах определяется путем построения одной исходной проектной горизонтали и дальнейшего повторения ее рисунка на равных расстояниях, зависящих от шага проектных горизонталей (обычно 0,1; 0,2; 0,25 м) и проектного продольного уклона улицы. Эти равные расстояния между проектными горизонталями будут сохраняться до тех пор, пока не изменится продольный уклон улицы.

При выпуклой проезжей части ее проектные горизонтали отклонятся от соответствующих перпендикуляров к оси улицы в направлении продольного уклона на величину. Сдвижка горизонталей тротуара по отношению к одноименным горизонталям проезжей части также в направлении продольного уклона улицы. Отклонение горизонталей тротуара от перпендикуляра к оси улицы, проведенного в точках прохождения горизонталей на линии бордюра.

По этой лее формуле может быть определено и расстояние между горизонталями при принятом шаге проектных горизонталей и запроектированном продольном уклоне улицы. Так, например, при шаге проектных горизонталей 0,20 м и проектном продольном уклоне улицы 0,025 расстояния между горизонталями будут равны. Вертикальная планировка перекрестков улиц, так же как и вертикальная планировка улиц, весьма наглядно изображается методом проектных горизонталей.

Кроме того, часто применяется комбинированный способ проектирования вертикальной планировки, при котором проектная поверхность определяется проектными отметками и красными горизонталями. В этом случае даются проектные отметки опорных точек, которые должны быть сохранены в процессе проектирования рельефа методом красных горизонталей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Аналитика Публикации

Зоны санитарной охраны: о чем нельзя забывать при эксплуатации источников водоснабжения?

Дмитрий Моторин, Юрист Поволжской дирекции

Деятельность подавляющего большинства предприятий и организаций на сегодняшний день связана с необходимостью использования водных ресурсов. В связи с этим, ключевую роль играет выбор источника водоснабжения, как фактора, определяющего характер и устройство всей водохозяйственной системы, а также перечень ее сооружений, стоимость строительства и эксплуатации.

Однако, организуя собственные источники водоснабжения, современные предприятия не всегда знают, какие юридически значимые действия необходимо осуществить для их надлежащего оформления. В частности, как показывает практика[1], хозяйствующие субъекты совершенно забывают о необходимости установления и соблюдения зон санитарной охраны таких источников.

Общая информация

Зона санитарной охраны (далее «ЗСО») – это зона с особыми условиями использования территории, на которой устанавливаются специальные режимы хозяйственной деятельности, санитарного надзора, контроля за качеством воды в источнике, а также охраны объекта.

В настоящее время ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются согласно статьи 18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения[2] и статьи 43 Водного кодекса РФ.

Во исполнение указанных законов Постановлением Главного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. №10 утверждены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», пункт 1.4 которых определяет, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

ЗСО организуется в составе трех поясов, каждый из которых предусматривает особый режим хозяйственной деятельности:

(i) первый пояс является поясом строго режима и обеспечивает защиту места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Он организуется непосредственно на территории водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводного канала;

(ii) второй пояс предназначен для предотвращения микробного загрязнения воды. Территория второго пояса определяется гидродинамическим расчетным путем и включает в себя территорию, предназначенную для предупреждения продвижения микробного загрязнения до водозабора;

(iii) третий пояс является зоной, предназначенной для предотвращения химических загрязнений источника водоснабжения. Территория третьего пояса определяется посредством гидродинамических расчетов.

Расположение земельного участка в границах того или иного пояса определяет перечень мероприятий, необходимых для осуществления на его территории, а также оборотоспособность земель.

Границы и режим ЗСО

Границы поясов устанавливаются на основании раздела II СанПиН 2.1.4.1110-02 и варьируются от вида эксплуатируемого источника водоснабжения (поверхностный или подземный).

Для подземных источников границы первого пояса ЗСО устанавливаются на расстоянии не менее 30 метров (для незащищенных источников – не менее 50 метров) от точки водозабора. Границы второго и третьего поясов зависят от типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.), величины водозабора и гидрологических особенностей объекта.

Для поверхностных источников границы устанавливаются:

для водотоков – 1) границы первого пояса должны составлять не менее 200 метров вверх по течению и 100 метров вниз по течению; 2) границы второго пояса определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса на водотоке вверх и вниз по течению совпадают с границами второго пояса, а боковые границы должны проходить по линии водоразделов в пределах 3-5 километров, включая притоки;

для водоемов – 1) границы первого пояса зависят от местных санитарных и гидрологических условий, но должны быть не менее 100 метров во всех направлениях; 2) границы второго пояса ЗСО определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса поверхностного источника на водоеме полностью совпадают с границами второго пояса.

Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Данное положение, в частности, обуславливает запрет на приватизацию государственных и муниципальных земельных участков, расположенных в границах первого и второго поясов.

В пределах первого пояса ЗСО необходимые санитарные мероприятия должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов, в пределах второго и третьего поясов ЗСО – владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Мероприятия предусматриваются для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением. Они могут быть организованы единовременно и осуществляться до начала эксплуатации источника, либо могут быть постоянными, режимного характера.

Так, в соответствии с разделами 3.2 и 3.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 на территории первого пояса ЗСО запрещается(ются):

посадка высокоствольных деревьев;

все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений;

прокладка трубопроводов различного назначения;

размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий;

применение ядохимикатов и удобрений;

спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта;

купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.

На территории второго пояса запрещается:

размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обуславливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;

применение удобрений и ядохимикатов;

рубка леса главного пользования и реконструкции.

Дополнительно на территории второго пояса, а также в границах третьего пояса запрещается:

выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов;

закачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирование твердых отходов и разработка недр земли;

размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обуславливающих опасность химического загрязнения подземных вод (размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля).

На территории второго и третьего поясов ЗСО новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с Роспотребнадзором.

Кроме того, в пределах второго и третьего поясов ЗСО поверхностных источников водоснабжения вводятся следующие ограничения:

согласование изменений технологий действующих предприятий, связанных с повышением степени опасности загрязнения сточными водами источника водоснабжения;

недопущение отведения сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод;

все работы, в том числе добыча песка, гравия, дноуглубительные работы, в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора;

использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов допускается при условии применения препаратов, имеющих положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора.

В пределах второго пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения запрещается расположение стойбищ и выпас скота, а также всякое другое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 метров, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения; запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, в которых содержание химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.

В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Водного кодекса РФ запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Проект ЗСО и порядок его утверждения

Организация ЗСО осуществляется посредством разработки и утверждения ее проекта, который должен включать в себя:

сведения о границах зоны и составляющих ее поясов;

план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

правила и режим хозяйственного использования территории поясов ЗСО.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и должен разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных ЗСО, проект ЗСО разрабатывается специально.

Перед утверждением проект ЗСО в обязательном порядке предоставляется в территориальное управление Роспротребнадзора с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам. Процедура выдачи таких заключений установлена соответствующим Административным регламентом[3].

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявителю необходимо предоставить:

проектную документацию с ее обоснованием;

заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по форме, установленной в приложении № 3 к Административному регламенту;

экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок.

Услуга оказывается бесплатно в срок не более 30 дней с момента регистрации заявления.

Многие водопользователи забывают, что согласование проекта с Роспотребнадзором не завершает процедуру юридического оформления ЗСО, в связи с чем далее проект ЗСО вместе с санитарно-эпидемиологическим заключением должен быть передан на утверждение в уполномоченные органы государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством соответствующего субъекта.

Сроки утверждения проектов ЗСО варьируются в зависимости от региона, но, как правило, составляют 30 дней со дня подачи документов. Утверждение осуществляется бесплатно.

Вопросы ответственности владельцев источников водоснабжения

В настоящее время большое количество проектов ЗСО источников водоснабжения не утверждено, соответственно, сведения о границах поясов ЗСО отсутствуют как в государственном кадастре недвижимости, так и на картах зон с особыми условиями, используемых при территориальном планировании муниципального образования.

Между тем, согласно пункту 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами.

Читайте также:  Как устроена насосная станция водоснабжения частного дома и дачи

Это обуславливает возникновение множества споров относительно возможности/невозможности приватизации земельных участков, расположенных в непосредственной близости от источника водоснабжения, а также по вопросам осуществления той или иной хозяйственной деятельности на таких участках.

Вместе с тем, помимо неожиданных ограничений в возможности использования земельного участка и его оборотоспособности, владельцы источников водоснабжения, в отношении которых не утвержден проект ЗСО, а также не соблюдается режим ЗСО, могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение, предусмотренное статьей 6.5 КоАП РФ.

В отсутствие разработанного плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, их владельцы не предпринимают весь необходимый комплекс мер по охране объектов водоснабжения. Поскольку контролирующим органам в такой ситуации не на что ориентироваться при определении допустимости уровня воздействия деятельности водопользователя на водный объект, а последнему нечего предъявить в свое оправдание, довольно часто неутверждение проекта ЗСО также дополнительно становится причиной для административного преследования водопользователей по статьям 8.13-8.15 КоАП РФ.

Заключение

Подводя итог вышеуказанному, еще раз отметим, что отсутствие утвержденной ЗСО источника водоснабжения так или иначе приведет к негативным правовым последствиям как для самого водопользователя, так и для владельцев прилегающих к источнику земельных участков и хозяйственных объектов.

В связи с этим, при обустройстве собственного водоснабжения рекомендуем тщательно подойти к выбору и организации эксплуатации его источника (месторасположению водозаборов, их количеству, системе водопровода, месту его прокладки и проч.), заранее проконсультироваться с контролирующими органами по вопросам организации источника водоснабжения и предполагаемого плана мероприятий по его охране, а также обратиться в специализированную организацию за помощью в разработке проекта ЗСО.

[1] В Республике Татарстан по требованию природоохранной прокуратуры утверждены границы 58 зон санитарной охраны источников водоснабжения// http://eco.tatarstan.ru/rus/v-respublike-tatarstan-po-trebovaniyu-3092857.htm

[2] Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

[3] Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений (утв. Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 г. № 775).

Что такое зоны санитарной охраны источников водоснабжения и зачем они нужны

Водные источники – объекты стратегической важности, так как от качества воды зависит жизнь и здоровье населения страны. Охрана безопасности природных ресурсов гарантируется Конституцией РФ, является заботой Государства и обеспечивается санитарными правилами и нормативами СанПиН зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Зона санитарной охраны (ЗСО) – это участок с особым режимом землепользования. Он выделяется вокруг мест забора и транспортировки воды для создания барьера против техногенных загрязнений, отравляющих веществ, болезнетворных микроорганизмов.

Пояса ЗСО и определение границ

Для обеспечения экологической безопасности объектов вокруг скважин питьевой воды или водовода, соединяющего водозабор с основной магистралью водопровода, выделяются прилегающие участки, проходящие полосой вдоль построек.

Рассчитывая ширину поясов ЗСО для источника водозабора, опираются на следующие параметры:

  • вид источника: поверхностный, глубинный-подземный;
  • гидрологические условия и фазы водного режима: половодье, межень, сезонные или дождевые паводки;
  • геологические условия: взаимное расположение водоупорных и водоносных пластов;
  • рельеф местности;
  • климатические условия: температурный режим, роза ветров, количество выпадающих осадков;
  • тип загрязнения: бактериологический, химический.

В соответствии с нормами (СанПиН 2.1.4.027-95) ЗСО делится на несколько поясов, характеризуемых охранными мероприятиями с различной строгостью режима.

Строгий режим – огороженная охраняемая территория

Первый пояс ЗСО – предназначен для защиты источника, водозаборного пункта, водопровода от умышленных или непреднамеренных загрязнений или аварий. Зона водоотведения должна находиться вне жилой зоны населенных пунктов, а также за территорией промышленных предприятий. Охранный пояс организуется в виде окружности диаметром от 30 м до 50 м, в центре которой находится водоисточник.

Если скважин несколько, за точку отсчета границы берется самая крайняя. Для защищенных источников, где водоносный слой граничит с двумя водоупорными пластами (например, артезианские воды), по согласованию с Роспотребнадзором допустимо изменение размера первого пояса в сторону уменьшения при существовании экспертного заключения о нулевой вероятности загрязнения с поверхности.

В случае незащищенных источников, где присутствуют подземные воды, над которыми грунт не обладает водоупорными свойствами либо имеются гидрогеологические окна в верхнем водоупорном слое, обустраивается максимально возможная зона санитарной защиты. Это связано с тем, что такие источники подпитываются поверхностной водой, в которую легко могут попасть примеси.

Если подземные водохранилища пополняются через искусственные каналы, охранный пояс может увеличиваться до 150 м.

Режим ограничений – неогороженная территория, обозначенная указателями

Второй пояс – зона противодействия микробному загрязнению. Размер доходит до 3-5 километров от уреза воды в точке забора, определяется гидродинамическими расчетами с учетом скорости водного потока и времени жизни вредных бактерий в условиях данной среды. Охватывает площадь, которой должно быть достаточно для того, чтобы микроорганизмы, попавшие в почву или грунтовые воды, успели погибнуть, не достигнув водоносного горизонта. Установленный период времени принимается от 100 до 400 суток.

Третий пояс – буфер от химического отравления. Расчетная ширина местами совпадает со вторым поясом, но в основном составляет 5 км до водоема, зависит от дальности распространения в водной среде вредного соединения, сохраняющего свою стабильность, или распадающегося в результате физико-химических процессов, протекающих в источнике (например, выпадение неактивного осадка). Он обеспечивает защитную зону, размер которой гарантирует, что вредные вещества химической природы достигнут водозабора только по истечении срока его эксплуатации, то есть не ранее 10000 дней (средний срок жизни водозабора 25 лет).

Из всех типов грунта, наилучшими водоупорными свойствами обладает глина.

Санитарные зоны рассчитываются на всех этапах строительства, а также функционирования водозаборов. Сведения о границах ЗСО отражены в проекте наряду с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния охраняемой зоны и правилами ее использования.

Упрощенное проектирование допустимо только для скважин с технической водой, используемой для полива или производственных целей.

Основные мероприятия на территории ЗСО

Режим санитарной охраны водоисточников от загрязнения обеспечивается специальными комплексами мероприятий, установленных для трех поясов отдельно.

Территория первого пояса должна быть обеспечена:

  • охраной;
  • ограждением;
  • пешеходными дорожками с твердым покрытием;
  • озеленением, за исключением высоких деревьев;
  • дренажной системой по отводу поверхностных вод от источника водоснабжения за пределы зоны;
  • подключением к централизованной канализационной сети, а при ее отсутствии, герметичными накопителями, расположенными за пределами ограждения, которые по мере необходимости обслуживаются ассенизаторской службой.

На данном участке запрещено любое строительство, постоянное проживание людей, купание и стирка, выпас скота, использование удобрений, ядов, химикатов, моющих средств.

В ЗСО второго пояса проводятся следующие мероприятия:

  • тампонаж – заглушка защитной подушкой из цемента, глины или расплавленного пластика – неработоспособных скважин, для изоляции водоносного горизонта от проникновения загрязнений химической или микробиологической природы;
  • разрешаются: водный туризм, рыбалка, строительство благоустроенных населенных пунктов, предприятий промышленности, объектов сельского хозяйства, обеспеченных системами канализации и водоснабжения;
  • запрещаются: вырубка лесонасаждений, создание фильтрационных или оросительных систем, разработка месторождений природных ископаемых, применение ядовитых химикатов или удобрений, строительство складов горюче-смазочных материалов, животноводческих ферм, мусорных свалок твердых или жидких бытовых отходов на поверхности, а также под землей.

Мероприятия в третьем поясе в основном совпадают со вторым, но в нем дополнительно разрешаются лесозаготовительные работы, использование химических средств, разрешенных санэпиднадзором, для очистки водохранилищ или водоотводящих каналов от растительности и донных отложений.

Ограничительной мерой общей для поясов является запрет на размещение на их территории кладбищ, скотомогильников, ям для складирования навоза или силоса.

Соблюдение санитарных норм и правил является обязательным как для частных лиц, так и для представителей крупного и мелкого бизнеса.

Источник:

2 хитрости чиновников с зонами санитарной охраны и как их обойти

Зона санитарной охраны водных объектов ограничивает в обороте земельные участки, которые в нее попали.

Участок, ограниченный в обороте не может передаваться в частную собственность[1].

Иными словами, владельцы участков в зоне санитарной охраны, НЕ могут:

  • выкупить землю в собственность, даже если на участке есть их недвижимость,
  • прирезать к своему участку прилегающую территорию,
  • другим способом получить участок в собственность.

Любые ограничения раздражают.

Однако у них есть и положительная сторона.

Например, более низкая кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость участка в зоне санитарной охраны должна быть ниже.

Другими словами, земля в зоне сан охраны дешевле, чем за пределами ЗСО.

Снижение кадастровой стоимости автоматически влечет уменьшение платы за землю.

Проще говоря, владельцы участков в зоне санитарной охраны должны платить меньший земельный налог или арендную плату.

Однако, некоторые региональные власти не хотят терять часть платежей за землю и начинают хитрить.

Рассмотрим 2 хитрости чиновников, а также способы, как владельцам участков обратить их себе на пользу.

Липовая зона санитарной охраны источников водоснабжения.

Уловка состоит в том, что власти применяют режим зон санитарной охраны, но при этом юридически их не оформляют.

Разберемся в этой хитрости, чтобы понимать, как из этого извлечь выгоду.

Как устанавливаются ЗСО?

В отношении водных объектов (рек, озер, водохранилищ и т.д.), которые используются для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны[2].

Порядок установления ЗСО определяется законом.

Суть порядка[3] сводиться к 2-ум аспектам:

  • наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам;
  • утверждение таких зон органами исполнительной власти субъекта РФ.

Другими словами, зоны санитарной охраны водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждаются органами региональной власти при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Обратите внимание: ЗСО утверждаются не органами местного самоуправления, а органами исполнительной власти субъекта РФ, то есть региональной властью.

Для справки.

Как правило, зоны санитарной охраны в населенных пунктах включаются в Правила землепользования и застройки.

На этом основании, чиновники считают, что ЗСО установлены.

Однако, это лукавство, потому что Правила землепользования застройки принимают органы местного самоуправления.

А зоны сан. охраны утверждает региональная власть, а не местная.

Безусловно, муниципалитеты должны отражать в Правилах землепользования и застройки зоны санитарной охраны.

Но должны это делать на основании правовых актов министерств (управлений) региональных правительств или администраций.

Вывод: наличие в ПЗЗ сведений о зонах санитарной охраны не доказывает, что ЗСО установлены законно.

С этим разобрались, двигаемся дальше.

Почему чиновники юридически не оформляют утверждение ЗСО?

Наверняка, вы уже поняли, что дело в деньгах.

Не берусь со 100-процентной уверенностью утверждать, что дело именно в финансовой стороне вопроса.

Однако, анализ законодательства в этой области свидетельствует именно об этом.

Любые органы власти обязаны[4] направлять в Росреестр документы и сведения, в случае принятия решений об установлении зоны с особыми условиями использования территорий.

Для сведения.

Зона санитарной охраны является одним из видов[5] зон с особыми условиями использования территорий.

Иными словами, в случае принятия региональной властью решения об утверждении ЗСО, данное решение и сведения из него должны быть переданы в Росреестр.

Решение передается в Росреестр в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

При этом, Росреестр, получив такое решение, вносит в ЕГРН сведения об ограничении земельного участка в виде зоны санитарной охраны.

Одним из ценообразующих[6] факторов, который учитывается при определении кадастровой стоимости, является наличие обременений (ограничений), зарегистрированных в ЕГРН.

Читайте также:  Какие трубы лучше использовать для водоснабжения

Зоны санитарной охраны ограничивают права на земельный участок.

Я не очень разбираюсь в методике расчета кадастровой стоимости.

Но что-то мне подсказывает, что ограничение не может увеличивать стоимость участка.

Наоборот, должно её уменьшать.

Таким образом, юридическое оформление региональной властью решения об установлении зоны санитарной охраны приведёт к появдению в ЕГРН информации об ограничении земельных участков, попавших в ЗСО.

С их точки зрения, всё до безобразия просто: нет документа об утверждении ЗСО, следовательно, нет записи в ЕГРН об ограничении участков.

Как следствие, нет факторов, снижающих кадастровую стоимость земли.

При этом, в государственных информационных системах (ГИС) и Правилах землепользования застройки (ПЗЗ) сведения о зонах санитарной охраны, каким-то волшебным образом появляются.

А поскольку сведения о зонах содержаться в ГИС и ПЗЗ, то чиновники направо и налево «лепят» отказы:

  • в выкупе земельных участков из аренды под объектами ИЖС и другой недвижимостью,
  • отказы в перераспределении (прирезке) участков,
  • отказы по другим процедурам, предусматривающим передачу участков в частную собственность граждан и организаций.

Согласитесь, хитрый подход: плата за землю не снижается, но ограничение на практике применяется. Очень «удобно».

Что с этим делать и как использовать с выгодой для себя, расскажу ниже.

А пока рассмотрим 2-ую хитрость, к которой прибегают власти.

Зоны санитарной охраны относятся к «сведениям» государственной тайны.

Иногда органы власти могут идти на такую уловку.

Сообщают, что нормативный акт об утверждении (установлении границ) зоны санитарной охраны принят, но не опубликован, потому что якобы сведения о ЗСО относятся к сведениям государственной тайны.

Подобные утверждения не имеют ничего общего с действительностью, потому что ни Указом[7] Президента РФ, ни законом[8], зоны санитарной охраны не отнесены к сведениям государственной тайны.

Как использовать зоны сан охраны для своей выгоды?

Должен предупредить о следующем: у меня нет информации, что абсолютно во всех регионах РФ власти применяют вышеописанные хитрости с зонами санитарной охраны.

По этой причине, целесообразно предварительно проверить: хитрят ли власти в вашем регионе с установлением зон санитарной охраны или действуют законно.

Как проверить законность утверждения ЗСО?

Проверку следует начать с получения выписки из ЕГРН.

Обратите внимание.

Изначально исходим из того, что земельный участок расположен поблизости от водоема и/или уже был получен отказ по причине наличия зоны санитарной охраны.

Получить выписку можно в Росреестре или через онлайн сервис.

В полученном документе нас интересует строка – «Особые отметки».

Если в этой строке отсутствуют сведения о зоне санитарной охраны, то это может означать одно из 2-х:

  • зона не устанавливалась, и соответственно нет правовых оснований передавать сведения в Росреестр,
  • зона фактически установлена, но власти не передали сведения в Росреестр.

В первом случае, когда ЗСО не устанавливалась, то есть вы не испытываете никаких ограничений в виде отказов в выкупе участка, прирезке дополнительной земли и т.д., следует вывод, что все законно.

Во втором случае, когда зона фактически установлена, то есть вам отказали в выкупе участка, в прирезке земли или в ином способе получения участка в собственность по причине наличия ЗСО, то данное обстоятельство 1-ый признак того, что власти хитрят в этом вопросе.

Следующим шагом целесообразно проверить сайты органов региональной власти на предмет опубликованного приказа (постановления) об утверждении зон санитарной охраны.

Особое внимание уделите сайту министерства (управления) ЖКХ вашего региона, потому что чаще всего утверждение ЗСО передают в компетенцию данного органа.

Проверку сайта можно проводить следующим образом.

В разделе «Поиск по сайту» вводите поочередно следующие запросы:

  • зона санитарной охраны,
  • утверждение зоны санитарной охраны,
  • ЗСО,

полученные результаты проверяйте на наличие правовых актов об утверждении ЗСО.

Не лишним будет направить письменный запрос на имя главы региона (губернатору) с просьбой сообщить – утверждался ли проект либо границы зоны санитарной охраны.

Примерный вариант запроса может быть таким.

Правительство Тьмутараканской области

Губернатору Пыжикову Соломону Альбертовичу

Иванова Ивана Ивановича,

проживающего: Тьмутараканская область,

с. Прощайнадежденское, ул. Пустая дом 5.

Уважаемый Соломон Альбертович!

Прошу сообщить, утверждались ли проект и/или границы зоны санитарной охраны для с. Прощайнадежденское.

В случае, если зоны санитарной охраны утверждались, прошу сообщить:

  • номер, дату и наименование нормативного правового акта, которым были утверждены зоны санитарной охраны,
  • источник официальной публикации указанного нормативного правового акта, в том числе, наименование источника, номер и дата периодического издания официальной публикации.

Кроме этого, прошу сообщить, по какой причине сведения об утвержденных зонах санитарной охраны до сих пор в порядке межведомственного информационного взаимодействия не переданы в Росреестр.

Результаты проведенной проверки могут быть разными.

Но условно их можно свести к 2 знаменателям:

  1. зоны фактически установлены и есть нормативный акт региональной власти об установлении зон.
    Данный акт официально опубликован, вступил в силу и с полным текстом можно ознакомиться, чтобы проверить в самом ли деле ваш участок находится в пределах ЗСО.
  2. зоны фактически установлены, но нет нормативного акта об их установлении.
    Чиновники могут говорить, что такой акт есть, но найти его не возможно. Текст нигде не опубликован.

Второй вариант уже более убедительно свидетельствует о том, что власти хитрят в вопросе юридического оформления зон санитарной охраны.

Что можно сделать в такой ситуации?

Ответ во многом зависит от ваших целей.

Первый вариант.

Если вы хотели выкупить участок либо прирезать прилегающую землю или иным способом перевести участок в частную собственность, но получили отказ по причине наличия зоны санитарной охраны, то можно обжаловать данный отказ в суде.

Основание для обжалование — зона санитарной охраны не была утверждена в установленном законом порядке.

По данному вопросу есть положительная судебная[9] практика, которую следует использовать, чтобы обжаловать отказ и добиться перевода земли в собственность.

Обжалование осуществляется в порядке административного судопроизводства, на основании статей[10] Кодекса административного судопроизводства.

Важно учитывать, что срок на подачу административного иска составляет 3 месяца с момента получения отказа.

Если вы пропустили 3-х месячный срок, то это не страшно, потому что можно снова обратиться в орган, который вам выдал отказ, с повторным заявлением.

На данное заявление вы получите новый отказ, который будет датирован новой датой, и его вы сможете обжаловать, не пропустив 3-месячный срок.

Второй вариант.

Требовать снижения кадастровой стоимости, с целью уменьшить плату за земельный участок, если такая плата зависит от размера кадастровой стоимости.

Мне не приходилось реализовывать на практике данный вариант.

Но для его практической реализации я бы действовал по следующему алгоритму.

  • направил в региональную прокуратуру заявление о проведении проверки законности фактического установления зоны санитарной охраны, без принятого в законном порядке нормативного акта органа исполнительной власти субъекта РФ.
  • оценил бы перспективы снижения кадастровой стоимости, установленной без учета фактически существующего ограничения в виде зоны санитарной охраны.

Судебный или иной конфликт с органами власти не имеет заведомо положительного исхода.

Тем не менее, позволять «дурить» себя, не самый лучший выбор.

Желаю хорошего дня и успешного обхода зон санитарной охраны.

Полное правовое обоснование, в том числе:

  • ссылки на пункты и статьи законов, указов, приказов и т.д.,
  • судебные решения из положительной судебной практики,
  • образец административного искового заявления.

находятся в стадии завершающего оформления.

Что такое зоны санитарной охраны источников водоснабжения и зачем они нужны

– Требования законодательства РФ об установлении ЗСО
– Проект ЗСО водных объектов
– Определение границ поясов ЗСО
– Основные мероприятия на территории ЗСО

Зона санитарной охраны (ЗСО) – территория и акватория, на которых устанавливается особый санитарно-эпидемиологический режим для предотвращения ухудшения качества воды источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и охраны водопроводных сооружений (ГОСТ 17.1.1.01-77 “Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения”).

Основной целью создания и обеспечения режима такой зоны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также обеспечение санитарного качества воды на территории ЗСО. Необходимо как можно более полно предусмотреть меры, исключающие загрязнение водоисточников.

Проектирование ЗСО источников питьевого водоснабжения, определение границ поясов и проведение мероприятий на территории ЗСО представляет весьма трудную задачу, т. к. при решении этой проблемы возникает множество вопросов, требуется большое количество материалов, временных и трудовых затрат.

Справка поможет понять, что необходимо для разработки ЗСО, как правильно установить границы ЗСО, а также какие мероприятия необходимо проводить на такой территории. Всё это позволит в кратчайшие сроки решить необходимые задачи, касающиеся установления охранной зоны водоснабжения, а также избежать штрафов со стороны контролирующих органов.

Штраф!
Использование территории III пояса ЗСО с нарушением санитарно-эпидемиологических требований влечет наложение административного штрафа: (ч.2 ст.8.42 КоАП РФ):
– на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей;
– на должностных лиц – от 10 000 до 15 000 рублей;
– на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей.

Использование территории II пояса ЗСО с нарушением санитарно-эпидемиологических требований влечет наложение административного штрафа: (ч.3 ст.8.42 КоАП РФ):
– на граждан в размере от 5 000 до 10 000 рублей;
– на должностных лиц – от 20 000 до 40 000 рублей;
– на индивидуальных предпринимателей от 20 000 до 40 000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток;
– на юридических лиц – от 500 000 до 600 000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток.

Использование территории I пояса ЗСО с нарушением санитарно-эпидемиологических требований влечет наложение административного штрафа: (ч.4 ст.8.42 КоАП РФ):
– на граждан в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
– на должностных лиц – от 50 000 до 80 000 рублей;
– на индивидуальных предпринимателей от 50 000 до 80 000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток;
– на юридических лиц – от 600 000 до 1 000 000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток.

Требования законодательства РФ об установлении ЗСО

Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (п.1 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”).

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения установлены СанПиН 2.1.4.1110-02 “Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения”.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Источниками загрязнения подземных вод являются (ГОСТ 17.1.3.06-82 “Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране подземных вод”):

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Ссылка на основную публикацию