Выбираем систему вентиляции для гаража

Вентиляция гаража своими руками: обзор лучших вариантов обустройства системы воздухообмена

Недостаточная или неэффективная вентиляция гаража способствует образованию конденсата на агрегатах автомобиля. Выхлопные газы и испарения рабочих жидкостей делают гаражную атмосферу небезопасной для автовладельца.

Чтобы избежать перечисленных проблем, необходимо позаботиться о нормальной циркуляции воздухопотока. Тем более, что улучшение микроклимата в автомобильном боксе зачастую не требует особых инженерно-строительных навыков и значительных финансовых вливаний.

Мы подскажем вам, как рассчитать и сделать естественную вентиляцию гаража более эффективной, а также предложим альтернативные методы побуждения воздухообмена.

Особенности гаражной вентиляции

На заре автолюбительства машины нуждались в огороженном укрытии для выполнения текущего ремонта. Позже автомобили стали ценностью, требующей защиты от угона – надежного гаража с защищенным от проникновения периметром.

Опыт прежних поколений автовладельцев требует оберегать машину, хранить ее вгаражном боксе.

Но гараж хорош, если в нем имеется вентиляция. Заезжая на автостоянку после многокилометрового путешествия по дождливым и заснеженным трассам, автомобиль привозит с собой влагу. Помещение для машины традиционно невелико – влага быстро насыщает его атмосферу.

И если объем влажного воздуха в гараже не сменять 6 раз в час (лучше 10 раз), то авто непременно заржавеет.

СНиП 21-02-99 устанавливает зимнюю температуру хранения машины в размере +5 о С, если бокс отапливается. К слову, данный СНиП позволяет также не отапливать помещения гаража.

Комфортная для автовладельца температура (например, +15 о С) в зимнем гараже «некомфортна» для машины из-за таяния наледи и снега, налипших на нее. Рациональнее придерживаться нормативных 5 о С.

Норматив воздухообмена в гараже устанавливается по ОНТП 01-91 в объеме от 150 м 3 /ч на каждое машиноместо. Внешне задача несложная – определить диаметр воздуховодов, выставить один на приточку, второй на вытяжку и обновление атмосферы происходит.

Однако в условиях холодного климата России приточно-вытяжную систему в помещении закрытой автостоянки нужно проектировать пристальнее.

Условия работы и расчет естественной вентиляции

Чтобы построенная своими руками вентиляция в гараже работала, схема ее должна учитывать объем смены воздуха, сезонные перепады температур и розу ветров.

Естественная вентиляция автомобильного бокса прямо зависит от таких параметров:

  1. Температурной разности воздуха внутри помещения и вне его. Атмосфера гаража должна быть горячее и поэтому легче наружного воздуха. Тогда тяжелый и свежий воздух будет проникать в гараж через приточный воздуховод самотеком, стремясь заместить менее плотный объем внутренней атмосферы.
  2. Разности давления между вертикальными позициями притока и вытяжки. Необходим перепад более 3 м между приточным вводом и вытяжным выводом воздуха.
  3. Давления перемещающейся воздушной массы (ветра). С наветренной стороны гаража устанавливается повышенное давление, с подветренной – пониженное. Необходимо поместить приточный воздуховод на стороне преобладающего направления ветра.

Игнорирование перечисленных условий приведет к полной неэффективности естественной вытяжки. Поэтому зимой следует установить в автомобильном боксе более высокую температуру по отношению к улице и уменьшить воздухообмен, регулируя степень открытия воздуховодов.

Летом требуется открыть приточно-вытяжные воздуховоды полностью, делая ставку на розу ветров.

Основной параметр воздухообмена – его кратность, т.е. число полных смен объема атмосферы в гараже «уличным» воздухом.

Зная нормированную кратность приточно-вытяжного воздухообмена (6-10 раз) и внутренний объем автомобильного бокса, необходимо вычислить потребление воздуха за час:

L=n•Vг, где

  • L – расход воздуха за час, м 3 /ч;
  • n – числовое значение норматива по кратности воздухообмена;
  • – воздушный объем гаража, м 3 .

Чтобы определить объем воздуха, вмещаемый гаражом, нужно перемножить его внутренние размеры ширины, длины и высоты.

Например, бокс шириной 4 м, длиной 6 и высотой 2,7 м вмещает Vг=4•6•2,7=64,8 м 3 . При выборе, скажем, семикратного воздухообмена за час такому гаражу потребуется L=7•64,8=453,6 м 3 .

Для подбора сечения воздуховодов приточки и вытяжки, полученное значение L следует округлить в сторону увеличения, добившись его кратности к 5.

Поэтому, полученное в нашем расчете значение расхода воздуха, необходимо увеличить до 455 м 3 , т.к. это число делится на 5 без остатка – 455_5=91.

Далее – смотрим изображение диаграммы диаметра воздуховодов и подбираем подходящий параметр.

Учитывая, что скорость воздуха в каналах естественной вентиляции составляет порядка 0,5-1 м/с, для рассчитанного выше «примерного» гаража необходимы круглые воздуховоды диаметром от 500 мм. Либо профилированные, с внутренним сечением от 450х500 мм.

Для улучшения воздушного притока можно установить на высоте до полуметра от пола гаража не трубу-воздуховод, а решетчатый воздухозаборник. Причем, его сечение должно быть вдвое-втрое большим, чем у вытяжной трубы. Вентиляция улучшится, но зимой автомобильный бокс промерзнет.

Необходимо оснастить приточную решетку и вытяжку сдвижными или съемными крышками, позволяющими уменьшать сечение воздухозаборника при потребности.

Обращаем внимание на последовательность частичного перекрытия вытяжного и приточного проемов – сначала приточка, затем вытяжка.

При этом важно, чтобы сечение вытяжной трубы не оказалось больше сечения приточного воздухозаборника – произойдет опрокидывание тяги. Поэтому при частичном закрытии приточного воздуховода следует обязательно уменьшить сечение вытяжной трубы.

Вытяжной воздуховод необходимо выводить строго вертикально и, по меньшей мере, на 500 мм над плоскостью гаражной кровли.

Над двухскатной крышей вытяжку необходимо поднимать на высоту, соответствующую близости к ней кровельного конька (см. схему на изображении).

Если в гаражном помещении устраивается смотровая яма для проведения ремонтов и погреб для хранения продуктов, то для вентиляции подземных помещений потребуется монтаж отдельных воздуховодов приточки и вытяжки.

Таким образом, необходима самостоятельная труба на подаче воздуха в погреб и вторая, вертикальная – на вытяжку.

Способы улучшения естественного вентилирования

Не применяя механические инструменты усиления воздухообмена, добиться стабильного обновления атмосферы в помещении гаража можно двумя способами – нагревом вытяжной трубы и установкой на ней дефлектора.

Прогрев вытяжного канала

Прогретый воздух легче холодных воздушных масс, поступающих через приточный воздухозаборник. Стремясь к наивысшей точке, он выходит через вытяжной вентканал, заменяясь свежим воздухом снаружи – давление внутренней (в гараже) и внешней (на улице) атмосфер должно сравняться.

Чтобы улучшить прогрев воздуха в верхнем слое атмосферы внутри холодного гаража, нужно выкрасить вытяжной канал черным. В итоге стенки воздуховода поглотят максимальное количество солнечной энергии и будут нагревать воздух внутри канала, побуждая его интенсивнее двигаться вверх.

Планируя естественную вентиляцию с учетом черного окраса, не следует осуществлять теплоизоляцию вентканала. Однако для метода «прогрев лампой накаливания» теплоизолировать вытяжной воздуховод крайне необходимо.

С осени в гараже становится холодно. Для автомобиля это не проблема, но для приточно-вытяжной вентиляции – очень плохо.

Если горячий двигатель первый час после заезда в бокс еще послужит источником тепла для воздуха, то спустя пару часов в неотапливаемом гараже установится температура, практически равная уличной. И естественная вентиляция перестанет действовать.

Сохранить воздухообмен и предотвратить обледенение вытяжного канала (в нем будет накапливаться конденсат) позволит обычная 40 ваттная лампа накаливания.

Достаточно подвесить ее патрон под проемом вертикального канала вытяжки и оставить включенной. Тепла, генерируемого лампой, хватит для движения воздуха на скорости 0,2-0,4 м/с.

Причем канал воздуховода обязательно нужно обернуть теплоизоляционным материалом и убедиться, что в утеплитель не поступает влага. Тепла от лампы накаливания немного, на полную длину вытяжной трубы его может не хватить и воздух быстро остынет.

Заметим, что применение люминесцентных или светодиодных ламп улучшению воздухообмена не способствует – они генерируют значительно меньше тепловой энергии. Пригодны только лампы накаливания.

Установка вентиляционного дефлектора

Это устройство способствует увеличению вытяжной тяги до 20% без применения каких-либо механических приспособлений – за счет образования зоны низкого давления у оголовья воздуховода.

Основываясь на законе Бернулли, дефлекторы меняют движение потоков воздуха благодаря своей конструкции (сечению).

Ветер вынужден огибать изогнутый корпус дефлектора, что приводит к образованию миниатюрных зон относительного вакуума, побуждающих массу воздуха в трубе двигаться вверх.

Конструктивно вентиляционный дефлектор (на примере проекта ЦАГИ) состоит из таких элементов:

  1. Диффузора (стакана), имеющего форму усеченной конической трубы. Узкой стороной он одевается на вытяжную трубу. Способствует установлению разницы воздушного давления и усилению тяги.
  2. Колпака (зонта), предохраняющего канал воздуховода от проникновения летучего мусора и атмосферных осадков.
  3. Внешнего корпуса, имеющего цилиндрическую форму. Создает зоны низкого давления путем рассечения ветрового потока.

Тип дефлектора ЦАГИ широко используется для усиления естественной тяги вентиляционных труб в России. Наряду с ним известны тарельчатые, флюгерные, Н-образные и ротационные дефлекторы.

Кстати, отечественные вытяжки естественной вентиляции особенно часто оборудуются дефлектором Григоровича.

Эффективность работы вытяжных дефлекторов любой конструкции прямо связана с атмосферными условиями, а именно – наличием ветра.

То есть, при сильном ветре это устройство развивает максимальную тягу в системе естественной вентиляции, а при безветрии совершенно не работает.

Дефлектор способен не только улучшить тягу, но и предотвратить «закупорку» вытяжной трубы при сильных ветрах, преодолеть которые слаботочная естественная вентиляция не в силах.

Кроме того оборудованный дефлекторным устройством вентиляционный комплекс наиболее защищен от опрокидывания тяги.

Обращаем внимание на потребность поднятия оголовья вытяжки, оснащенной дефлектором, над плоскостью крыши на полметра и более. Действуют также условия расположения в части близости кровельного конька, рассмотренные на схеме выше.

Комбинированная вентиляция автомобильного бокса

Преимуществом объединения естественной вентиляции с маломощной механической системой является гарантированное обновление атмосферы гаража при любой погоде.

Ни безветрие, ни летняя жара не ослабляют работоспособность такого приточно-вытяжного комплекса.

Схема комбинированной вентиляции схожа полностью с устройством системы естественного воздухообмена. Применяется то же расположение приточного и вытяжного воздуховодов, то же сечение воздушных труб и дефлектор на верхнем конце вытяжного канала.

Одна разница – установка в полость вытяжного воздуховода осевого или центробежного вентилятора.

Мощность вентиляционной установки не должна превысить 100 Вт, этого достаточно. Встраивать вентилятор требуется в утепленный сегмент воздуховода, иначе в него поступит конденсат.

Для управления работой такого вентилятора пригодится электронный таймер, встроенный в переходник между электророзеткой и вилкой питания вытяжного устройства.

Держать вытяжной вентилятор длительно включенным невыгодно из-за его энергопотребления, да и необходимости в этом нет. К тому же зимой комбинированная вентиляция гаража окажется чересчур эффективна и сильно выстудит бокс.

Переходник с таймером позволит задать периодичность и длительность работы вентилятора в течение 24 часов и на несколько дней вперед.

Отметим, что при выборе достаточно мощной центробежной установки для вентиляции может потребоваться более крупное сечение для вытяжного воздуховода. Напоминаем, что выбор сечения проводящей воздух трубы зависит от скорости воздушного потока.

При недостаточном внутреннем диаметре вытяжка будет громко шуметь и плохо тянуть воздух.

Обустройство механической вентсистемы

Ее главное преимущество в независимости от природных факторов. Основных недостатков два: зависимость от электроэнергии; достаточно высокая стоимость. Приток воздуха и удаление отработанного воздушного объема выполняют центробежные вентиляторы.

В автомобильных боксах устанавливаются следующие системы механической вентиляции:

  • Модульные. Приточно-вытяжной комплекс собирается из нескольких самостоятельных блоков, обеспечивающих закачку и подготовку приточного воздуха, а также отвод загрязненной атмосферы. Такие модули работают независимо, для их совместной работы необходимы управляющие датчики.
  • Моноблочные. Каждый такой блок является завершенным устройством механической вентиляции, он отвечает за приточку и вытяжку одновременно. Среди моноблочных вентиляционных устройств экономичными считаются модели, снабженные рекуперационными пластинами. Рекуперация позволяет минимизировать энергозатраты на обогрев приточного воздуха.

Моноблочную механическую вентиляцию проще установить, подготовив единственное отверстие в стене гаража. Однако снабжающий воздухом комплекс, укомплектованный из необходимых модулей, является более производительным.

Свежий воздух перед поступлением в воздуховоды фильтруется и, в холодный сезон, нагревается. Его подача в помещение гаража ведется по воздушным каналам через забранные решетками отверстия, проделанные в полу или в стенах практически вровень с полом, а также в стенках смотровой ямы.

Забор отработанного воздуха происходит через вытяжную трубу, в канал которой установлен вентилятор достаточной мощности.

В крупных автобоксах, рассчитанных на несколько машин, вытяжку эффективнее выполнять через воздуховоды и при помощи канальной вентиляционной установки.

Организация временной вентиляции

Если в гараже предполагается выполнять ремонтные работы с выполнением сварки и покраски металлических деталей, требуется серьезная вытяжка, которой необязательно пользоваться постоянно.

Как соорудить систему для временного использования? Давайте рассмотрим один весьма интересный вариант:

Как правильно сделать вентиляцию в гараже

Многие автовладельцы пользуются гаражом для того, чтобы защитить свой автомобиль от угона и неблагоприятных погодных условий. Однако, при отсутствии хорошей вентиляции создаются крайне неблагоприятные условия для машины в виде повышенной влажности, вызывающей коррозию металла. Не стоит забывать и о том, что для человека кроется опасность отравления парами бензина или другими производными работы двигателя. В этой статье будет рассмотрено как сделать вентиляцию в гараже своими руками.

Классы воздухообмена в гараже

Необходимо заметить, что проветривание гаражного бокса с подвалом и без него практически не отличаются друг от друга.

Вентиляция в гараже своими руками может быть изготовлена по следующим схемам:

  • естественная. Является самой простой из всех. Воздухообмен в помещении осуществляется за счет различия температур в помещении и снаружи;
  • механическая (принудительная). Система является дорогостоящей, однако наиболее эффективной. Воздухообмен происходит за счет оборудования, производящего поступление и удаление воздуха;
  • комбинированная. Работает аналогично естественной, отличаясь добавлением в схему вентилятора для удаления воздуха из помещения.

СНиП и вентиляция

Для нежилых помещений нормы вентиляции также строго регламентируют циркуляцию воздуха.

Строительные нормы и правила предусматривают обеспечение воздухом гаражного помещения в количестве 180 литров в час.

Циркуляция воздушных масс должна быть организована постоянно. Отметим, что в западных странах эта цифра превышает и должна быть выше в два раза.

Читайте также:  Как сделать вентиляцию холодного чердака в частном доме

Если говорить о материалах, из которых построено помещение, вентиляция в металлическом гараже ничем не будет отличаться от вентиляции в кирпичном или бетонном гараже.

Оборудование и материалы

Для установки вентиляции понадобятся следующие инструменты: болгарка и перфоратор.

После расчета приобретаются трубы из металла или пластика, а также герметик и вентиляторы. Если есть желание обезопасить вентиляционные вход и выход, необходимо приобрести решетки и крышки.

Установка естественного воздухообмена

Такая вентиляция ввиду простоты установки и дешевизны подходит многим. Ее принято использовать также для погребов.

Установка вентиляции в гараже обязательно начинается с расчета.

Согласно СНиП, на каждые 10 квадратных метров площади должно приходиться 15 сантиметров диаметра воздуховода.

Например, размер гаражного помещения равен 5 на 4 метра. Площадь гаража будет равна двадцати квадратным метрам. Рассчитываем согласно формуле: 20*1,5=30 сантиметров.

В результате получаем диаметр каналов в 30 сантиметров. Если планируется установить две вытяжки и два приточных канала, следует уменьшить эту величину вдвое.

На рисунке показана вентиляция в гараже своими руками, схема показывает расположение вентиляционных проемов.

Следующий этап – подготовка проема для поступления воздуха. Делают его при помощи перфоратора на высоте около десяти сантиметров от пола. Правильная вентиляция гаража будет происходить при установке вытяжки в противоположной приточной стене, причем желательно, чтобы отверстие было сделано по диагонали.

При помощи перфоратора проделываем то же самое, только под потолком. Это необходимо, потому что труба вентиляции будет выведена над крышей помещения на высоту примерно пятьдесят сантиметров.

Далее – обработка пустот между стеной и трубой герметиком. Для более качественного скрепления нужно выбирать герметик, позволяющий соединять разные материалы.
В самом конце установки необходимо позаботиться об оборудовании защитных приспособлений. Для предотвращения попадания грызунов и насекомых в свой гараж устанавливаются защитные решетки. От осадков поможет небольшая крышка или купол.

Таким образом, монтаж вентиляции обойдется примерно в 300 рублей. Стоит учесть, что естественный воздухообмен наиболее эффективен при температуре снаружи менее 10-12 градусов Цельсия.

Соответственно, в летнее время обмен воздуха будет малоэффективен. К тому же часто зимой происходит замерзание труб, что приводит к переохлаждению помещения.

Установка комбинированной схемы

Такая схема практически не отличается от предыдущей. Точно так же будет делаться отверстие с одной стороны гаража на высоте десяти сантиметров от пола. Отличие состоит лишь в том, что нет необходимости делать вытяжное отверстие в противоположной стене. Установка вентилятора позволяет делать его в любом месте.

Таким образом, комбинированный способ обмена воздухом является более подходящим, так как будет работать эффективно в любое время года.

Что касается вентиляторов, потребление электроэнергии у многих из них минимальное, поэтому при покупке стоит выбирать тот, который будет издавать наименьшее количество шума.

Механический воздухообмен

Принудительная вентиляция в гараже осуществляется за счет установки в отверстия для притока и вытяжки воздуха вентиляторов. Однако существуют и другие устройства, способные справляться с этой задачей.

Приведем лишь некоторые из них:

  • Нагревательная лампочка. Ее установка производится в саму трубу. Благодаря ей происходит нагревание воздуха, а вследствие этого усиливается напор;
  • Флюгер-диффузор. Крепится на трубу, выполняющую приточную функцию. Работает за счет напора ветра;
  • Дефлектор. В отличие от флюгера-диффузора, устанавливается на вытяжке. Лучший обмен обеспечивается благодаря разжижению воздуха;
  • Моноблок. Среди специалистов по вытяжке считается лучшим вариантом для обеспечения вентиляции в гараже. Благодаря этой системе у владельца появляется возможность контроля всего процесса воздухообмена. Воздухообмен, сделанный таким способом, будет самым эффективным по сравнению с естественным и комбинированным. Единственный минус – стоимость установки, которая может достигать 240 тысяч рублей и более.

Однако в некоторых случаях принудительная вентиляция в гараже своими руками может быть и совсем недорогой. Для этого нужно сделать то же самое, что и для установки естественной вентиляции: перфоратором проделать отверстия в противоположных друг другу стенах по диагонали и установить в них трубы. Далее на входные отверстия воздуховодов устанавливается по вентилятору.

Такая схема позволит регулировать воздухообмен в любое время года. Для того, чтобы зимой воздуховод и сам гаражный бокс не замерзали, можно поставить задвижки или регуляторы оборотов вентиляторов. А для сохранения помещения от влаги зимой специалисты советуют закрывать смотровую яму или погреб.

Очищение воздуха в погребе

Как правило, гараж используется не только для стоянки автомобиля, но и для хранения продуктов. Соответственно, это тоже дает дополнительную влагу. Но даже если хранение не производится, проветривание ямы должно быть организовано для комфортной работы в нем.

Как отмечают специалисты, в погребе естественная вентиляция является лучшим вариантом.

При условии хорошего воздухообмена в помещении возможно использовать трубы диаметром 10 сантиметров.

Одна из них устанавливается в районе десяти сантиметров от пола, а вторая на противоположной стороне в десяти сантиметрах от потолка. Конец верхней трубы выводится наружу.

Также стоит позаботиться и о защите вытяжки.

Заключение

Итак, мы рассмотрели, как правильно сделать вентиляцию в гараже. Каждый из представленных вариантов имеет свои плюсы и минусы. Выбор в сторону одного из них стоит делать исходя из бюджета. Лучший по соотношению цены и качества вариант – комбинированная схема.

Как стало известно из этой статьи, вентиляция в гараже своими руками – это необходимо для каждого автовладельца, к тому же и совсем несложно. Не стоит забывать о том, что благодаря ей «железный конь» прослужит дольше, а также для хозяина гаража будет меньше опасности для здоровья при посещении этого помещения.

Вентиляция в гараже своими руками. Схема, расчет и способы вентилирования для гаража

Сохранить свой автомобиль в надлежащем состоянии как можно дольше, желает каждый его владелец. Приобрести сухой, хорошо вентилируемый гараж считается редкой удачей. А если учесть, что городские жители зачастую хранят в погребе гаража урожай, выращенный самостоятельно, создание в нем благоприятного микроклимата становится задачей №1. Рекомендации рубрики «Вентиляция в гараже своими руками, схема, расчет и способы вентилирования» помогут определиться с выбором системы вентиляции в гараже.

Организация правильной вентиляции в гараже способствует удалению образующегося конденсата, выведению выхлопных газов и токсичных испарений

Вентиляция в гараже своими руками. Схема и способы вентилирования, применяемые в гаражах

Как и любое другое помещение, гараж нуждается в эффективном воздухообмене. Организация правильной вентиляции в гараже способствует удалению образующегося конденсата, выведению выхлопных газов и токсичных испарений средств по уходу за автомобилем, традиционно там хранящихся. Вентиляция в гараже выполняет ряд необходимых функций, среди которых:

  • удаление влажности, образующейся при попадании в гараж дождя, снега и сырой грязи с днища автомобиля;
  • выведение вредных для здоровья человека газовых скоплений (многие автолюбители проводят большую часть досуга именно в гараже);

Вентиляционные решетки в двери — простое решение вопроса доступа свежего воздуха в гараж

  • предотвращение образования конденсата на стенах и потолке помещения, а также в смотровой яме и погребе;
  • своевременное просушивание автомобиля, защита его элементов от коррозии;
  • защита от ржавчины металлических поверхностей инструментов, хранящихся в гараже;
  • создание микроклимата, способствующего долговременному хранению овощей в погребе гаража.

Существует несколько способов вентиляции в гараже. Как правильно сделать своими руками монтаж той или иной системы, можно узнать из многочисленных видео-сюжетов в интернете.

Схема движения воздуха при естественной вентиляции гаража без погребной ямы: 1 — направление воздуха; 2 — вентиляционные отверстия в двери гаража; 3 — вентиляционный короб

Естественная вентиляция. Схема движения воздуха. Устройство вентиляции своими руками

Вентиляция в гараже, осуществляемая естественным способом, наиболее распространенная система вентилирования. Учитывая, что устройство естественной вентиляции в гараже является простым и бюджетным, многие склоняются к выбору именно этой системы.

Схема вентиляции гаража при естественном методе такова, что потоки воздуха поступают и выводятся из помещения через приточные и вытяжные отверстия. Чтобы правильно выбрать диаметр отверстий, необходимо произвести несложный расчет.

Схема обустройства естественной вентиляции в гараже без погребной ямы

Для обустройства вентиляции гаража своими руками, потребуются такие инструменты:

  • перфоратор (для устройства отверстий);
  • болгарка (для резки труб);
  • пластиковые трубы (можно канализационные);
  • защитные решетки и колпаки.

Правильное обустройство вентиляции в гараже обезопасит металлические детали автомобиля от коррозии

Приведем пошаговое описание монтажа своими руками:

  1. Рассчитываем площадь вентиляционных отверстий. Учитывая нормы, на площадь гаража размером 6 х 3 м, отверстия должны быть диаметром 27 см. Если предполагается два отверстия, то их диаметр должен составлять половину от полученного результата.
  2. Проделываем вентиляционные отверстия в стенах, куда впоследствии будут монтироваться воздуховоды из труб. Отверстия должны располагаться на расстоянии от 10 до 15 см от пола гаража. Для этих работ применяется перфоратор.
  3. На противоположной стене на 10 см ниже потолка устраиваем отверстия для монтажа выводной трубы. Труба будет выводиться за крышу гаража. Чем выше выведется труба над крышей, тем воздухообмен будет интенсивней. Минимальная высота трубы над крышей 50 см.
  4. После того как трубы будут установлены в проемы, зазоры между трубами и стеной заделываются герметиком. Наружные отверстия труб закрываются решетками во избежание проникновения мелких грызунов. Предотвратить попадание осадков в трубу можно с помощью установки защитного колпака.

Схема приточно-вытяжной вентиляции в погребе

Полезный совет! Использование для защиты вентиляционных труб качественных решеток, позволит регулировать площадь приточного отверстия в зависимости от погодных условий.

Естественную схему вентиляции в гараже своими руками реализовать достаточно просто, но стоит понимать, что в теплый период циркуляция воздуха станет ничтожной или вовсе будет отсутствовать.

Более детально ознакомиться с тем, как сделана вентиляция в гараже своими руками, можно из видео-примера.

Наружные отверстия труб закрываются решетками во избежание проникновения мелких грызунов

Система принудительной вентиляции в гараже

Принудительная система вентилирования обеспечит более эффективную вентиляцию гаража. Расчет площади гаража для такой системы производить не требуется, так как приток необходимого воздуха обеспечивают встроенные в систему вентиляторы. Воздух поступает и вытягивается в объеме, достаточном для гаража и погреба со смотровой ямой. Следует отметить, что такая вентиляция в гараже предусматривает покупку дорогого оборудования и функционирует при наличии электроэнергии.

Приточный вентилятор для организации принудительной вентиляции

Полезный совет! Механическая вентиляция гаража зимой является наиболее правильной системой вентилирования в холодный период. При необходимости, ее можно оснастить различными устройствами для подогрева воздуха.

Единственным вариантом вентиляция подземного гаража является применение принудительного способа вентилирования.

Можно ознакомиться с подборкой видео о том, как сделать вентиляцию в гараже принудительным способом своими руками.

Схема естественной вентиляции гаража с погребом и смотровой ямой

Комбинированный способ вентилирования гаража

Альтернативой принудительному способу, выступает комбинированная вентиляция в гараже. Такой способ совмещает в себе естественное поступление приточного воздуха и вывод отработанного с помощью вытяжной вентиляции в гараже. Принудительный отток воздуха обеспечивает установленный в воздуховод вентилятор. Как только загрязненный воздух выталкивается вытяжной системой, на его место через приточный канал поступает свежий.

Принудительная система вентилирования обеспечит более эффективную вентиляцию гаража

Работа приточно-вытяжной системы вентиляции в гараже не зависит от места размещения вентиляционных отверстий. Они могут быть устроены в любом месте (даже на одной стене), но не напротив друг друга, чтоб избежать возникновения устойчивого потока воздуха. Расчет площади вентиляционных отверстий производится, как и в случае с естественным вентилированием. При обустройстве комбинированной вентиляции своими руками рекомендуется предварительно выполнить схему вентиляции.

Статья по теме:

Обустройство вентиляции в погребе в гараже. Тонкости процесса. Виды и преимущества вентиляционных систем. Монтаж вентиляционной системы своими руками, необходимые инструменты.

Комбинированный способ вентиляции является менее затратным и оптимально правильным для гаража, хотя он также зависит от электроэнергии.

Схема обустройства комбинированной системы вентиляции в гараже с погребной ямой

Полезный совет! Выбрав для вентиляции гаража комбинированную систему вентиляции, можно значительно сэкономить на электроэнергии, чем в случае с принудительным вентилированием .

Монтаж комбинированной вентиляции в гараже, видео которого можно найти в сети, наглядно демонстрирует установку системы своими руками.

Пластиковый погреб с вентиляцией — современное решение обустройства подвала под гаражом

Система вентиляции в подвале гаража. Схема воздухообмена погреба

Эффективное использование подвала и погреба гаража для хранения овощей и консервации возможно лишь при условии наличия правильной вентиляции. Вентиляция в гараже с подвалом может быть естественной, механической или комбинированной. Обычно, для вентиляции в погребе гаража достаточно естественной системы вентилирования. Смонтировать своими руками такую систему можно с помощью пластиковых труб для канализации. При монтаже необходимо придерживаться таких рекомендаций:

  • схема вентиляции погреба в гараже должна предусматривать минимальное количество поворотов и изгибов труб;
  • трубу вытяжного хода следует утеплить, чтоб избежать появления конденсата;

Для хорошего воздухообмена трубы приточно-вытяжной вентиляции должно быть расположены в противоположных углах погреба

  • диаметр должен быть единым по всей длине труб;
  • наружные входы труб должны быть закрыты защитными колпаками во избежание попадания в них осадков.
Читайте также:  Демонтаж, восстановление и современный дизайн вентиляционных коробов на кухне

Перед обустройством естественной вентиляции своими руками делается расчет площади отверстий. Приточная труба берет свое начало на полметра выше пола погреба и выводится наружу. Вытяжная труба устанавливается под потолком погреба или подвала и протягивается за крышу гаража. Расположение труб должно быть в противоположных углах погреба.

В погребе с правильным микроклиматом собранный урожай сохранится в целости

Наиболее правильным выбором вентиляции погреба и подвала в зимний сезон, является использование принудительного способа. В этих помещениях воздухообмена почти нет и они нуждаются в эффективном вентилировании с помощью установки механической вентиляции. Такая вентиляция будет способствовать нормальному воздухообмену и созданию микроклимата, необходимого для сохранения продуктов.

О том, как сделана вентиляция в гараже с подвалом, можно разобраться, посмотрев видео-инструкцию устройства вентиляции.

Устройство вентиляции в металлическом гараже

Монтаж вентиляции в металлическом гараже производится аналогично методу вентилирования в обычных гаражах. Особенностью вентиляции железного гаража является то, что приточные отверстия устраивают в верхней части стены, стараясь расположить их на определенном расстоянии от запора ворот. Это поможет избежать взлома ворот через вентиляционные проемы. Приточные отверстия снабжают защитными решетками.

Имеющиеся в интернете видео-примеры демонстрируют устройство вентиляции в железной конструкции гаража.

Схема обустройства приточно-вытяжной вентиляции в гараже с погребом, состоящим из нескольких отделений

Как правило, в железных боксах отсутствует смотровая яма, поэтому верхних отверстий вполне хватит для необходимого воздухообмена. Дополнительное поступление приточного потока может осуществляться через неплотные притворы под воздействием ветра.

При отсутствии вентиляции на поверхностях металлического гаража появляется конденсат. Кроме качественного вентилирования, избежать появление конденсата, поможет утепление пола. Для этого сначала застилают поверхность пола рубероидом, бетонируют и покрывают линолеумом.

Рекомендации и сведения о том, как сделать вентиляцию в гараже, помогут создать оптимальные условия, при которых будет обеспечена сохранность автомобиля и комфортное нахождение в помещении гаража людей.

Как сделать вентиляцию в гараже своими руками: 52 фото и полезные схемы

Если в вашем гараже не отлажена система вентиляции, о настоящем комфорте придется забыть: постоянное присутствие в воздухе вредных примесей вкупе с нездоровым запахом сырости сведут на ноль удовольствие даже от самой эффектной и современной отделки. Вот почему нормализовать циркуляцию воздушного потока — одна из главных ваших обязанностей. Рассказываем о том, как качественно и по всем правилам сделать вентиляцию в гараже своими руками. Для наглядности — подробная технологическая карта процесса, схемы и многочисленные фото, которые помогут держать все под контролем.

Что вы получаете, обустроив вентиляцию

  • за счет притока свежего воздуха нормализуете температуру в помещении, добиваясь максимального для себя комфорта;
  • устраняете среду, благодатную для появления конденсата и сырости;
  • удаляете из помещения опасные для человеческой жизнедеятельности вредные газы и примеси, неминуемые при хранении горючих веществ;
  • продлеваете срок службы своего автомобиля, защищая его от коррозии;
  • получаете возможность хранить в гараже не только комплектующие и инструменты, но и продукты питания;
  • добиваетесь приятного для ремонта и отдыха микроклимата в гараже.

Какая бывает?

Независимо от того, с каким гаражом приходится иметь дело, существует 3 способа устройства вентиляции. Они отличаются технологией монтажа и эффективностью, поэтому вам остается выбрать наиболее подходящий, чтобы извлечь из решения максимально возможный КПД.

Естественная

Самый дешевый и распространенный вариант, при котором разница между температурами внутри и снаружи помещения обеспечивает идеальный воздухообмен через 2 вентиляционных отверстия. Изготавливается из канализационных труб и доступна для устройства даже новичку.

Как это работает

Через вытяжное наполненный вредными веществами воздух выходит наружу — через притяжное поступает уже чистая воздушная масса.

Плюсы:

  • дешево и сердито;
  • простейший монтаж;
  • нет зависимости от электроснабжения.

Минусы:

  • летом ухудшается воздухообмен;
  • необходимо регулярно очищать воздухообменники;
  • при резких перепадах давления наблюдаются неприятные сквозняки.

Принудительная

Устройство механического типа, которое позволяет добиться всегда комфортной температуры в любое время года. Состоит, как правило, из:

Как это работает

В воздуховод монтируется вентилятор — лучше выбирать осевые либо канальные варианты. Он удаляет грязный воздух из помещения. Чистый воздух обрабатывается фильтром и подогревается электрокалорифером — и только затем уже поступает непосредственно в гараж.

Плюсы:

  • не только очищает, но и нагревает воздух, позволяя сэкономить на частичном обогреве помещения;
  • стабильная работа системы.

Минусы:

  • требует сложных расчетов для обеспечения оптимального воздухообмена;
  • в расходы на обслуживание включаются расходы за электричество;
  • монтаж далеко не всегда оказывается доступным.

Комбинированная

Отличается от естественной включением в систему дополнительного элемента — электровентилятора, удаляющего отработанный воздух.

Как это работает

Электровентилятор на вытяжном отверстии выгоняет грязный воздух из помещения. В остальном — все аналогично системе естественной вентиляции.

Плюсы:

  • нет зависимости от температуры снаружи помещения;
  • достаточно дешевый способ нормализации воздухообмена.

Минусы:

  • нет подогрева воздушного потока;
  • каналы быстро загрязняются и требуют скрупулезной чистки.

Приточная

Отличается от естественной наличием только одного канала, через который воздух и поступает внутрь. По сути, такой тип вентиляции позволяет обновлять воздух в гараже, постоянно «подбрасывая» свежую его порцию.

Как это работает

Аналогично естественной воздух выходит через вытяжные отверстия и поступает через приточные.

Плюсы:

  • недорого и просто

Минусы:

  • не всегда удается найти правильный баланс между размещением притяжных и вытяжных каналов.

Нормы и правила

Обустраивая вентиляцию в гараже, помните о том, что есть нормы СНиП, которых необходимо придерживаться — в противном случае вероятность получить штраф высока как никогда.

Изучите их внимательно в разделе СНиП 21-02*99. Отметим, что свежий воздух должен поступать в объеме как минимум 180 литров час и течение суток обновлять весь внутренний объема гаража как минимум 6 раз.

Материалы и инструменты

  • металлические либо пластиковые трубы;
  • герметик;
  • вентилятор;
  • электрокалорифер для механической системы вентиляции;
  • болгарка;
  • перфоратор и др.

Технологическая карта процесса

Рассмотрим подробно алгоритм обустройства естественной вентиляции из канализационных труб. В качестве примера берем условный гараж с общей площадью 20 кв. метров.

Шаг 1. Расчеты.

На каждые 10 кв. метров площади помещения должно приходиться не менее 15 см в диаметре канала. Соответственно, для гаража на 20 квадратов необходим канал с диаметром как минимум в 30 см. Но если вы делаете несколько вытяжных отверстий, то делите эти 30 см на их количество.

Шаг 2. Начертите схему расположения вентиляционных отверстий.

Предлагаем вам для упрощения процесса уже готовые варианты, которые вполне могут подойти.

Шаг 3. Оформите проем, в который будет поступать воздух.

Делается это перфоратором — просто отсчитайте от пола как минимум 10 см.

Шаг 4. Оформите выход.

Лучше всего делать его на противоположной стене — с той лишь разницей, что 1- см на этот раз отсчитываются не от напольного покрытия, а от потолка.

Шаг 5. Монтируйте трубу. Она может быть металлической либо пластической и должна выходить над крышей как минимум 30-40 см.

Шаг 6. Заполните имеющиеся пустоты между трубой и стеной герметиком. Это позволит избежать появления конденсата и распространения сырости.

Шаг 7. Поставьте дефлектор на трубы.

Это простое приспособление, которое значительно ускорит перемещение воздуха по трубам туда-обратно. К тому же, оно мешает проникнуть в трубы атмосферным осадкам.

В погребе или подвале

Если в вашем гараже есть погреб или подвал, и вы планируете использовать его для хранения продуктов питания, вспомогательных средств и не только, то без вентиляции не обойтись. Однако облегчает дело тот факт, что прекрасно справится с циркуляцией воздуха в помещении обычный вывод пластиковых труб.

Правда, есть нюансы: приточную трубу нужно выводить на расстоянии как минимум 50 см от уровня пола. Что же до вытяжной, то она размещается аккурат под потолком подвала и выводится непосредственно на крышу гаража. Оптимально, если вы ее хорошенько утеплите: так вы защитите трубу от конденсата.

При выводе избегайте каких-либо сложных изгибов — должна быть максимально простая конструкция, исправно выполняющая свою задачу.

Усиливает эффект использование в надземных частях гаража кирпичей со сквозными отверстиями. Однако это всего лишь рекомендация, а не строгое руководство к действию.

Изучите внимательно схемы вентиляции, разработанные для других гаражей и уже опробованные на практике.

В смотровой яме

Идеально проводить работы непосредственно в момент ее монтажа. В противном случае придется разбивать всю конструкцию и обустраивать заново.

Вентиляция в смотровой яме выполняется за счет создания дополнительного канала сразу после выравнивания дна и стен. Для этого понадобится пластиковая труба. Идеально, если с диаметром сечения не меньше 10 см. Она вставляется в горизонтальную траншею таким образом, чтобы нижний конец почти упирался в дно, и выводится через стену.

В итоге, даже при накинутом сверху помосте обеспечивается отличная циркуляция воздуха. И это — при минимальном вложении сил и средств в проект.

Посмотрите на то, как это делают другие владельцы гаражей.

Заключение

Уверены, что благодаря предложенной инструкции и схемам вы сможете правильно выполнить вентиляцию в гараже своими руками и обеспечить себе максимальный комфорт в любую пору года. Не относитесь к этому процессу свысока: на кону ваше собственное здоровье и полноценное функционирование находящегося в помещении транспортное средство. А этим, как известно, не шутят.

Как правильно сделать вентиляцию в гараже?

Если воздух в гаражном помещении слабо вентилируем, то постоянно образующийся на автомобильных агрегатах конденсат неизбежно приведет к их поломке. Да и на обивку салона повышенная влажность положительно не влияет. Поэтому делать вентиляцию в гараже своими руками следует максимально вдумчиво и правильно. Влаги внутри должно быть как можно меньше, а выхлопные газы уходить на улицу должны как можно быстрее.

Содержание

Схемы вентиляции для гаража

В большинстве случаев частный гараж – это небольшое помещение для одной легковой машины. Плюс нередко часть пространства в нем отдана под верстак с инструментами и место для складирования покрышек, канистр и т.п.

Сделать в таком строении самостоятельно вентиляцию проще простого. Производить сложные расчеты по воздухообмену здесь не требуется. Достаточно знать пару формул и норм.

Схем организации вентиляции гаража существует две:

  1. С естественным воздухообменом.
  2. С принудительной циркуляцией воздуха между улицей и помещением.

Реализация обоих вариантов предусматривает установку двух вентиляционных отдушин с трубами – одна на вытяжку, вторая на приток. Принудительная схема вентиляции нуждается в электрическом вентиляторе. Но для большинства гаражей с избытком будет хватать обычной системы с естественной тягой воздуха. Она энергонезависима, предельно проста в монтаже и дешева.

Циркуляция воздуха в гараже с ямой при естественной вентиляции

Требующую электропитание проточную или вытяжную вентиляцию в гараже делать стоит только при наличии в нем отопления. При этом лучше всего оставить свой выбор на одной вытяжке. С ее помощью можно организовать вполне эффективный воздухообмен. А обойдется она не так дорого, как комбинированная приточно-вытяжная вентиляция. Последняя состоит из немалого количества дорогостоящего оборудования, требующего еще и дополнительных трат при эксплуатации.

Выбирая схему вентиляции гаража, необходимо также учитывать конструктивные особенности гаражного бокса. Если он стоит в ряду однотипных сооружений, то есть ограничения по проделыванию вентиляционных отверстий в некоторых его стенах. Трубы вентиляции получится вывести далеко не со всех сторон строения. Но для повышения естественной тяги они должны располагаться в гараже как раз с разных его концов.

В таком случае рекомендуется останавливать свой выбор на вытяжном, приточном либо комбинированном варианте. Эти виды вентиляции в гараже не так сильно зависят от месторасположения и размера воздуховодов. Здесь более важна будет мощность вентилятора.

Воздухообмен при принудительной вентиляции

Варианты вентиляции в гараже

Проще всего своими руками смонтировать вентиляцию в собственном гараже в исполнении с естественной воздушной тягой. Для этого необходимо рассчитать диаметр труб на вытяжку и приток, а после пробить отверстия в стенах и/или крыше и установить эти воздуховоды. Главное потом не забыть про необходимость надежной герметизации просветов между трубой и бетоном, кирпичом или металлом стены.

Варианты оборудования вентиляционной шахты

По нормам тяга в гаражном помещении должна быть такой, чтобы весь объем воздуха полностью замещался в нем за час 6–10 раз. По минимуму это 180 кубов/час на 10 квадратов пола гаража. Чтобы обеспечить подобный естественный воздухообмен, на каждые 10 кв.м. необходима труба сечением около 15 см.

Приточное отверстие вентиляции следует располагать на высоте 15–20 см над землей на стене с дверью. Вытяжное должно размещаться напротив первого в крыше или в стене под потолком с подъемом воздуховода над кровлей порядка полуметра. Так тяга выйдет максимальной. При этом труба притока в сечении должна быть равной, а лучше немного меньше диаметра воздуховода-вытяжки. Если размеры сделать наоборот, то возможно опрокидывание тяги.

Схема расположения вентиляционных труб в гараже с ямой

Эффективность естественной вентиляции в гараже зависит от:

  • разницы температур воздуха внутри и снаружи;
  • наличия на улице ветра и его силы;
  • разницы давления между верхней точкой вытяжки и нижней притока;
  • места расположения вентиляционных труб на фасаде и степени их утепления.

Как расположить вентиляционную шахту для лучшей тяги

Читайте также:  Простой самодельный увлажнитель воздуха с использованием керамзита или ультразвука

Факторов влияния немало. Поэтому нередко приходится делать систему вентиляции, функционирующую благодаря принудительной тяге воздушных масс. Здесь расчет параметров еще проще.

Трубы можно взять вдвое меньше, чем в рассматриваемом выше варианте. Все равно обмен воздуха будет производиться за счет работы вентилятора. Его мощность подбирается исходя из кубатуры гаража и необходимой кратности воздухообмена. В подавляющем большинстве случаев вполне хватает осевой канальной модели на 100 Вт.

Трубы и отверстия располагаются так же, как и в варианте с естественной тягой. При этом самостоятельно сделать вентиляцию с принудительным обменом зачастую проще. Воздуховоды требуются меньше в диаметре. А значит и дырки в стенах пробивать придется меньшего размера. Однако по затратам такая вентиляция за счет наличия электрооборудования выйдет дороже обычного аналога.

Схема воздушных потоков потоков при разных типах вентиляции

Если устанавливается вентилятор, то следует брать модель с таймером. Оставлять его постоянно включенным невыгодно по деньгам (счета за свет выйдут немалыми) и опасно из-за риска пожара. Работающее электрооборудование без присмотра надолго бросать не стоит.

Схема естественной вентиляции в гараже

А так можно задать нужный режим, чтобы вентилятор включался на некоторое время для полного замещения воздуха в помещении, а потом сразу отключался. Ведь выстраивается система вентилирования гаража, а не вентиляция в ванной комнате и туалете, где воздушная циркуляция должна быть непрерывной.

Нюансы по монтажу и советы по расчету

Гаражная вентиляция с естественным воздухообменом должна проектироваться так, чтобы между ее нижней и верхней точками было расстояние около 3-х метров. Если будет меньше, то тяга выйдет пониженной.

Элементы вентиляционной конструкции

Чтобы зимой гараж не промерз, необходимо иметь возможность регулировки проходящего через вытяжку объема воздуха. Для этого рекомендуется выбирать для монтажа вентиляционные решетки с регулируемыми жалюзи. При необходимости их можно прикрыть, а после открыть на полную.

Воздухообмен при принудительной вентиляции с подогревом

Если отопления в гаражном боксе нет, а иногда обогрев требуется, то стоит смонтировать приточную систему вентилирования с нагревательным элементом. Такая вентиляция в гараже позволит быстро нагреть его, когда надо. Электрический воздухонагреватель потребляет немало электроэнергии. Но для недолгих включений его на обогрев при необходимости отремонтировать автомобиль в зимнее время – самое то.

Схема вентиляции для гаража с обогревом

Каждая из труб (вытяжка и приток) на всем своем протяжении должны иметь одинаковый диаметр. Сужения здесь недопустимы, а поворотов должно быть минимум. Благо в большинстве гаражных помещений их можно сделать вертикальными без горизонтальных отводов.

Смотрите также видео как рассчитать и сделать вентиляцию в гараже:

Зачем нужна вентиляция в гараже?

В работе с автомобильной химией обязательное условие – качественная вентиляция в гараже, иначе человек получит отравление парами, а может и потерять сознание. При ежедневном использовании гаража недостаточное проветривание приведёт к образованию конденсата, отчего ускоряется появление коррозии на элементах кузова и силового агрегата машины. Испарение жидкости и отвод выхлопных газов способствуют сохранению автомобиля и всего гаража в исправном состоянии. Дальше рассмотрим, как сделать вентиляцию в гараже правильно.

Зачем нужна вентиляция?

Вентиляция для гаража необходима по нескольким основным причинам:

  • поддержание рабочего уровня влажности. В холодное время года автомобиль приезжает, неизбежно занося снег и лёд на подкрылках, порогах и других поверхностях. В помещении снег превращается в жидкость, а затем в пар, отчего повышается концентрация влаги. Высокая влажность ухудшает состояние авто;

Вентиляция в гараже

  • просушивание кузова после путешествия в дождливую или снежную погоду. Вентиляция гаража отвечает за сухость автомобиля;
  • отвод конденсата и предотвращение оседания влаги на стенах и потолке. Влага негативно влияет на бетон, железо и дерево – основные материалы, из которых построен гараж. Без должного уровня проветривания смотровая яма опадёт, а облицовка деформируется;
  • устранение вредных испарений. Автомобиль выделяет выхлопные газы, постоянный запах бензина и работы с химией ухудшают микроклимат в помещении. При длительном нахождении в гараже без вытяжки, человек чувствует себя вялым, слабым, иногда наступают раздражения слизистой оболочке, головокружения и обмороки.

Особенности гаражной вентиляции

Гараж изначально предусматривался для проведения ремонтных работ и складирования инструментов. Со временем его роль стала значимей, так как стены и ворота защищают от угона. Все перечисленные преимущества гаража нивелирует отсутствие вытяжки: автомобиль быстрее подвергается коррозии и требует больших затрат на уход.

После длительно путешествия в дождливую погоду или при поездке по снежным дорогам автомобиль неизбежно привозит часть влаги с собой в гараж. Боксы для хранения машины чаще всего невелики, они легко подвержены изменению атмосферы. При сохранении влаги в помещении появляются многочисленные очаги коррозии. Для правильного хранения ТС необходимо обеспечивать смену влажного воздуха 6-10 раз/час.

Особенности гаражной вентиляции

Согласно СНиПу 21-02-99, хранение транспортного средства в зимнее время должно выполняться в отапливаемом боксе с температурой 6°С. Если удаётся поддерживать температуру без отопления, это также допускается нормативами. При повышении уровня тепла до 15°С водитель чувствует себя более комфортно, но ускоряется процесс таяния, на автомобиль это оказывает разрушительное влияние.

Вентиляция гаража в отношении обмена воздуха регулируется нормативом ОНТП 01-91. В документе указывается минимальный объём воздухообмена – 150 м3/ч на 1 место для авто.

На первый взгляд, достаточно установить диаметр труб для воздуховода и вентилятор, а другой, такой же элемент, на вытяжку и процедура завершена. Стоит учитывать, что в России суровый климат, система притока и вытяжки должна проектироваться более тщательно.

Какой бывает система обмена воздуха?

Вентиляция бывает:

  • естественная. В её основе используется природная циркуляция воздуха из-за изменения температурного режима помещения и воздуха. Вентиляция своими руками требует минимальных вложений;

Естественная вентиляция в гараже

  • механическая. Устанавливается вентилятор для гаража, который искусственно ускоряет процесс оттока воздуха. Специальные вентиляционные устройства устанавливаются как на приток, так и на отток. Система может состоять из 1 или 2 каналов;
  • комбинированная. Поступление воздуха выполняется естественным образом, а отвод ускоряет вентилятор.

Какой вариант будет наиболее подходящим покажет расчёт и предполагаемая сумма вложений.

Виды вентиляционных систем

Естественная система

Естественная вентиляция в гараже должна планироваться ещё в процессе постройки сооружения. Если помещение уже выстроено и длительное время находится в использовании, его также возможно оборудовать вытяжкой. Перед тем как сделать вентиляцию в гараже, мастеру придётся сделать отверстия в стенах. Создать идеальную дыру не получится, потребуется цементный раствор и герметик.

Правильная вентиляция в гараже всегда учитывает качественный воздухообмен в подвале. Потребуется две пары труб, одна будет проветривать подвальное помещение, а другая – помещение для хранения автомобиля. Отверстия на входе устанавливают с одной стороны подвала на высоте 10 см и выше, а выходные каналы пробивают возле потолка на расстоянии 10 см, желательно на высоте 2 м от уровня пола.

Схема естественной вентиляции гаража

Окончание выходной трубы, которая будет находиться поблизости с полом, следует приподнять, обычно устанавливают на 50 см выше крыши. Конец входной трубы размещают на улице на высоте около 20 см над уровнем подвального помещения или в гараже несколько выше пола (10-15 см).

Согласно утверждениям специалистов, правильная вентиляция гаража своими руками обязательно оборудуется защитными элементами:

  • решётка из алюминия предназначенная для защиты от попадания больших насекомых, мышей и крыс;
  • насадки типа «зонтик» для ограждения трубы от дождя и снега;
  • задвижки для регулировки уровня тока воздуха зимой, позволяющие открывать и закрывать воздуховод.

При монтаже вентиляционной системы своими руками рекомендуется соблюдать основные правила:

  • правильно подбирать место. Важно создать выход труб с минимальным количеством изгибов;
  • труба на выходе должна утепляться для избегания замерзания конденсата зимой;
  • диаметр труб должен быть равномерный на протяжении всей вытяжной системы.

Схема естественной вентиляции гаража с погребом и смотровой ямой

Как улучшить работу естественной вытяжки гаража?

Если исключить из вентиляции вентилятор для ускорения обмена воздуха, для достижения стабильного и полноценного обновления воздушных масс следует придерживаться одного из двух способов: монтаж дефлектора, нагрев трубы на выходе.

После прогревания уменьшается вес тёплых масс в сравнении с воздухом, проступающим через приток. Он поднимается и выходит через канал вытяжки, а на смену приходит свежий воздух. Указанный принцип приводит к выравниванию давления внутри помещения и снаружи.

Чтобы прогревание воздуха сделать более эффективным, актуально для холодных гаражей, рекомендуется обработать вытяжку краской чёрного цвета. Благодаря максимальному нагреву стенок воздухопровода от солнца, воздушные массы подогреются и наступит более интенсивный воздухообмен. Если планируете окрашивание вентиляции, важно не выполнять теплоизоляцию, она нужна для прогревания воздуха лампой накаливания.

С приходом осени температура сильно уменьшается, автомобиль не испытывает трудностей от этого, а на функционировании вытяжной системы данный фактор сказывается крайне негативно. Двигатель в процессе остывания отдаст тепло за 1 час, уже через 2-3 часа температура стабилизируется, уровнявшись с уличной. Естественный метод вентиляции станет бездейственным.

Для сохранения достаточного уровня воздухообмена и предотвращения обледенения канала внутрь устанавливается лампа накаливания на 40 Вт. Процедура простая: соединить патрон под отверстием вертикальной вытяжки, вкрутить лампочку и подключить к сети. Благодаря создаваемому теплу, воздушные массы будут двигаться со скоростью от 0,2 до 0,4 м/с.

Лампа накаливания OSRAM 40 Вт E14

Поверх канала воздуховода укладывается теплоизоляция, по необходимости сверху наносится изоляция от влаги, при намокании теплоизоляционный материал потеряет часть технических характеристик. Если гараж большой, поставить одну лампочку может оказаться недостаточной мерой, воздух остывает быстрее, чем вытесняет другой.

Отметим LED-освещение и люминесцентные лампы не влияют на скорость воздухообмена, так как практически не выделяют тепло. Подходят исключительно лампы накаливания.

Механическая вентиляция

Под механическим видом подразумевается принудительная циркуляция воздуха из-за работы электрических устройств. Перед внедрением системы стоит определиться с подходящим аппаратом для указанных целей.

Сегодня для устройства вентиляционной системы используют:

  • поворотный диффузор-флюгер, монтируется сверху впускной трубы;
  • дефлектор (турбина или волпер), устанавливается сверху трубы на выходе;
  • лампочка для нагревания «миньон», располагается в выходном канале для прогревания воздуха.

Вытяжной вентилятор для гаража – это самый популярный и эффективный метод создания качественной циркуляции в гараже, который не зависит от температуры окружающей среды.

Вытяжной вентилятор для гаража

Механическая вентиляция в гараже своими руками ничем не отличается от естественного метода обмена воздуха. Ключевым отличием является возможность устанавливать 1 трубу, разделённую на 2 или 3 канала. Правильный монтаж сводится к обработке трубы герметиком, качественному подключению к электрической цепи и защите провода от попадания влаги.

Комбинированная система

Система комбинированной вентиляции – это установка 2 труб для входа и выхода воздуха, а на одной из них устанавливается вентилятор. После выталкивания отработанной воздушной массы, её место займёт чистый воздух. Комбинированная конструкция является выгодным решением для создания вентиляции с минимальными затратами, дополнительно отличается достаточным уровнем эффективности. Вентилятор в гараж и трубы стоят дёшево, а работу можно выполнить самостоятельно.

Разработка схемы

Создание схемы воздухообмена производится на стадии проектирования гаража. В схеме рассчитывается количество и положение вентиляционных отверстий. При наличии подвала или подсобного помещения, следует рассчитать циркуляцию воздуха в них.

Величина трубы и численность отверстий зависит от высоты, габаритов и количества машиномест в гараже. При планировании наземных и подземных трубопроводов оценивают циркуляцию воздуха.

Схема вентиляции гаража

Расчет вентиляционных отверстий

Расчет вентиляции гаража в отношении диаметра труб может выполняться несколькими способами:

  • на 1 м2 площади потребуется установка трубы диаметром 15 мм. Для гаража 30 м2 устанавливается 450 мм трубы;
  • рассчитывается площадь всех отверстий как 0,3% от площади. Схема более актуальна для устройства одноканального проветривания механическим элементом.

В СНиП записано, что на 1 легковой автомобиль обязательно должно приходить 180 м3/ч. За рубежом показатель в 2 раза выше.

Рекомендации

Гараж – это многофункциональное помещение, от его состояния зависит качество хранения авто, инструмента, и возможность выполнять различные работы с автохимией самостоятельно.

Несколько советов:

  • используя полироль для панели автомобиля, следует включать вытяжку на средние обороты, но при наличии склонности к аллергии, её включают на полную мощность;
  • приготовляя самодельные средства для обработки кузова, проветривание должно быть особенно интенсивное. Например, автошампунь для ручной мойки фирменного изготовления имеет минимальные побочные эффекты, а краска грозит серьёзными последствиями;

  • в гараже с компрессором обязательно наличие мощной вентиляции, так как подразумевается выполнение окрашивания, мойки, очистки и т. д. Важную роль в выполнении процедур играет качество материала. Лучше подбирать шампунь для бесконтактной мойки без запаха, чтобы не спровоцировать аллергию;
  • некоторая полировка автомобиля имеет резкий запах. Процесс в целом относительно безопасен, так как отполировать фары или кузов можно различными средствами, в том числе натуральными веществами;
  • при работе с нагревающими приборами вентиляция помогает регулировать температуру. Существует несколько способов, как снять тонировку со стекла, но один из самых эффективных – воспользоваться строительным феном, который также пригодится для устранения трещин на фарах, разглаживания тонировочной плёнки и т. д.

Полноценная регулируемая вытяжка способствует использованию гаража для многочисленных ремонтных работ. Она помогает сохранить автомобиль от коррозии, предотвратить появление сырости, конденсата и ускоряет очистку воздуха от химических испарений.

Ссылка на основную публикацию