Как сделать дренажный колодец из покрышек своими руками

Как сделать своими руками колодец-септик из автомобильных шин

При прокладке инженерных коммуникаций в загородном доме важную роль играет обустройство канализации. Главным ее элементом является септик, в который будут направляться все стоки.

Существует несколько технологий, позволяющих соорудить отстойник. Предлагаем рассмотреть, как сделать септик из покрышек.

Канализация из шин: плюсы и минусы

Колодец из покрышек имеет свои технические особенности. Положительные и отрицательные стороны:

Плюсы

МинусыМинимальные инвестицииРезина подвергается негативному воздействию агрессивной средыПростой монтаж. Возможно все работы выполнить своими рукамиИз-за пучения или движения грунта высокая вероятность разгерметизации. Это случится, если нарушена технология монтажных работСредний эксплуатационный срок составляет 15 летНевозможно произвести ремонт. Если конструкция выходит из строя, то приходится сооружать новуюПозже может появиться неприятный запах резины.

Особенности конструкции

Данный канализационное устройство будет нуждаться в откачке по мере оседания твердых частиц и его заполнения.

Сама конструкция состоит из двух сооружений, расположенных рядом. Дно емкости обязательно засыпается слоем из щебня и песка. Нередко могут обустраиваться дополнительные фильтрационные поля.

Колодец из автомобильных шин должен соответствовать таким требованиям:

  • Чтобы не нарушить его герметизацию, глубина шахты не должна быть большой.
  • От уровня поверхности глубина залегания грунтовых вод должна быть не меньше 5 метров.
  • Рекомендовано перерабатывать несильно загрязненные стоки. Например, умывальники, стиральные машины, ванны, бани, душевые кабины и прочее.

Где можно взять, какие лучше использовать?

Есть несколько источников, где взять бесплатно автошину. Например, можно обратиться в сервис по техобслуживанию автомобилей. Нередко их там выбрасывают.

Также можно обратиться на завод по их утилизации. Хотя здесь бесплатно вам их никто не отдаст, но по дешевке купить получится. Возможно, ваш сосед или знакомый меняет автомобильные колеса. Можно попросить и забрать ненужные покрышки.

Ориентир в выборе автомобильных шин для септика, делается, исходя из потребностей и предполагаемого объема стоков. Если речь идет о резине с легкового транспорта, то потребуется до 8 шт, с крупной техники, может быть достаточно и 5 шт.

Правильное место

Следует отталкиваться от существующих норм и стандартов:

  • От дома септик должен находиться на расстоянии не ближе 5 м. В противном случае это приведет к подмыванию фундамента.
  • От питьевого колодца должно быть не меньше 30 м. Если почва преимущественно глинистая, то минимальное расстояние 25 м.
  • От растущих деревьев и кустарников – на расстоянии не ближе 3 м.
  • До забора, разграничивающего соседей, – не ближе чем 2 м.
  • Слив должен находиться в месте, куда сможет подъехать ассенизаторская машина.

Инструменты и материалы

Чтобы выкопать яму под автомобильные колеса, потребуется такой инструмент:

  • Лопата.
  • Ведро.
  • Тачка для вывоза земли.
  • Надежная веревка для поднятия грунта.
  • Лестница для подъема из септика.

Для монтажных работ нужно подготовить:

  • Лобзик.
  • Проволоку.
  • Герметик (жидкий).
  • Емкость для замеса бетонной подушки.
  • Люк.
  • Материал для обустройства крышки люка.
  • Дрель.
  • Болгарку.

Как сделать своими руками

Изготавливая канализацию из покрышек, следует учесть советы и рекомендации:

  1. На семью из трех человек рекомендованное количество шин 7 штук.
  2. В процессе, желательно опускать шину в яму, чтобы сразу видеть, где есть расхождения и с какой стороны необходимо удалить грунт.
  3. Чтобы выравнивать стенки котлована, используется штыковая лопата.
  4. Построить отстойник лучше всего с подветренной стороны, чтобы исключить попадание неприятных запахов в дом.
  5. Близкое расположение ямы к дому требует установки высокой трубы, чтобы все неприятные запахи поднимались выше уровня окон. В среднем она должна превышать постройку на 0,6 м, если речь идет о близком расположении.
  6. Обязательно устанавливается крышка, чтобы контролировать уровень стоков.
  7. Сточный септик из покрышек рекомендуется использовать только для слабозагрязненных стоков.

Необходимо четко следовать инструкции и рекомендациям. В то же время многие дачники допускают распространенные ошибки, приводящие к снижению эффективности сооружения.

Например, некоторые устанавливают перфорированную трубу в маленькую скважину. При таком случае стоки не будут проходить дополнительную фильтрацию. Более того, это также негативно скажется и на загрязнении окружающего грунта.

Этапы проведения работ

Предлагаем пошагово рассмотреть три варианта изготовления септика из колес:

  1. С фильтрующей системой.
  2. С отстойником и фильтрующим (поглотительным) колодцем.
  3. С фильтрующей системой и дренажной трубой.

С фильтрующей системой

Это наиболее дешевый вариант обустройства отстойника с использованием покрышек от автомобиля. Выкапывается котлован, укладываются шины, и подготавливается дно. Принцип сводится к следующему:

  • Стоки направляются по трубопроводу в септик.
  • Изготовленный дренажный слой из щебня останавливает твердые включения.
  • В грунт проникает только вода.

Данное устройство имеет свои отрицательные стороны. Недопустимо сюда направлять стоки с фекальными массами. Можно сливать только воду из душа, раковины/умывальника, стиральной машины и прочее. Но это можно исправить путем обеспечения герметичности стенок и убрав дренажный слой. В таком случае септик можно использовать для сбора стоков разного характера. Однако регулярно следует осуществлять откачку сбросов.

С другой стороны, сделать такой септик легко и просто. Но при этом все равно образуется иловый слой, который постепенно увеличивается, и фильтровать стоки дренаж уже не будет.

  1. Выкапывается котлован.
  2. Одну на одну укладываются покрышки.
  3. Предварительно дно засыпается щебнем.
  4. Сверху сооружается крышка, и устанавливается люк.

С отстойником и фильтрующим колодцем

Данный колодезный септик из покрышек сложнее в реализации, так как сооружается две емкости. В одной происходит отстаивание, в другой осуществляется фильтрация стоков после перелива. Далее они попадают в грунт.

Принцип действия данного отстойника сводится к следующему:

  • Стоки попадают в первую емкость.
  • На одно постепенно оседают твердые и тяжелые включения.
  • По смежной трубе во вторую емкость попадают легкие включения и вся жидкая масса.
  • Здесь происходит процесс фильтрации благодаря слоям из гравия и песка. Только после этого вода поступает в грунт.
  • Посредством щебня задерживаются легкие фракции стоков.

Откачку не придется осуществлять часто, ведь налаживается качественная схема перелива и фильтрация всех сточных вод. Здесь процесс монтажа сводится к следующему:

  1. Выкапывается котлован соответствующего диаметра.
  2. На дно насыпается слой песка и щебня.
  3. Рядом выкапывается второй котлован, и изготавливается аналогичная подушка.
  4. Между емкостями следует проложить трубу под соответствующим углом.
  5. По ней будет осуществляться перелив.
  6. При укладке шин необходимо вырезать соответствующие отверстия для монтажа трубы.
  7. Соединения трубы с покрышкой должны быть герметичными. Для этого используется жидкая мастика и специальные герметики.
  8. Также все соединения между колесами должны быть герметичными. Поэтому обязательно используется специальный герметик.
  9. Обязательно устанавливается фановая труба, посредством которой из емкости удаляются неприятные запахи.
  10. Обустраивается люк для возможной откачки всех масс.

С фильтрующей системой и дренажной трубой

Использование резины для организации септика на дачном участке, – емкости с выводом, как показала практика, – это не самое лучшее решение. В работе всей системы дренажная труба особо важной роли не выполняет.

Принцип этой системы сводится к следующему:

  • В емкость стекают все стоки.
  • Все вещества, которые имеют большую и твердую фракцию, оседают на дренажном слое из щебня.
  • Далее очищенная вода по дренажной трубе направляется к щебню и грунту.

Основная функция трубы сводится к тому, чтобы отводить все стоки из колодца. За счет этого исключается наполнение щебня илом. С другой стороны, она сравнительно быстро забивается и выходит из строя. Поэтому делают ее крайне редко.

Совет! Независимо от вида ямы, особое внимание стоит уделить скреплению шин. В момент пучения или движения грунта они могут сдвинуться. Для предотвращения этого рекомендуется скреплять между собой покрышки проволокой или стяжками.

Также для увеличения полезного внутреннего объема можно обрезать края колесных шин. В местах срезов обязательно продеваются затяжки или проволока, а все стыки промазываются специальным герметиком. Смотрите на фото:

Чтобы продеть затяжки, предварительно потребуется дрелью просверлить соответствующие отверстия. Сделать их по-другому представляет собой сложную задачу. В целом инструкция сборки емкости стандартная во всех случаях.

Важным элементом является крышка, которая позволит обслуживать слив. Можно приобрести полимерные люки. Их диаметр должен быть соответствующим, чтобы можно было установить на верхнюю покрышку. Поэтому самую последнюю шину обрезать не придется.

Эксплуатация и обслуживание

Если вы изготовили самодельный септик, то для продолжительной эксплуатации крайне важно производить время от времени его обслуживание.

Прежде всего рекомендуется проверять уровень стоков. Это важно, чтобы поддерживать емкость в рабочем состоянии. Если через какое то время вы заметили, что данного объема на частный дом не хватает, можно выкопать вторую емкость и модернизировать существующий приемный колодец.

Если необходимо, то выполняется откачка воды. Можно подождать, пока крупные частицы осядут и откачать все фекальным насосом. Если имеется отстойник и стоки сравнительно чистые, то воду можно использовать для полива огорода. Но в этом случае должен быть слив только серой массы, исключив фекальную. Схема изготовления подобного септика была подробно описана выше.

Когда откачать возможности нет, то можно использовать специальные бактерии, которые будут расщеплять и растворять всевозможные стоки. Или вызвать машину для откачки, если объем стоков большой.

Плюс ко всему в процессе эксплуатации возникает потребность проверять герметичность соединения колес. Это очень важно, чтобы исключить вероятность загрязнения окружающей среды.

Вывод

Не нужно быть специалистом, чтобы сделать колодец из покрышек от автомобиля. Поэтапно следуя всем рекомендациям в этой статье, вы достигнете положительного результата. Также дополнить теорию можно просмотром подготовленного видео. Все это поможет справиться с поставленной задачей и обеспечить частный дом необходимыми коммуникациями. Главное, все работы выполняются своими руками, а это экономия семейного бюджета на вызове специалистов.

Полезное видео

Бюджетный дренаж из старых шин: как организовать осушение участка своими руками

Грядки, залитые водой после каждого дождя, превращаются в болото? Собрать приличный урожай с огорода, где грунт перенасыщен водой, не получится. Решение проблемы – дренаж. Если на участке планируется строительство дома для постоянного проживания, лучше проектировать дренажную сеть еще до начала стройки. Но на даче, которая используется только в качестве места для пикников и сезонного выращивания овощей, обустраивать полноценные системы дорого и нерационально. Попробуем разобраться, как сделать бюджетный дренаж из покрышек своими руками так, чтобы сэкономить на трубах и колодцах, и превратить унылый заболоченный участок в здоровый зеленый сад.

Содержание

Дренажная система на дачном участке: правила организации ↑

Нужен дренаж: вместо грядок – озеро

Самый простой способ убрать излишек влаги – сделать несколько дренажных веток из подручных материалов с выводом в приемник. Для работы лучше выбрать период, когда количество осадков и уровень грунтовых вод – на минимуме: летом или в начале осени. А планировать схему дренажной разводки необходимо в сезон обильных дождей или таяния снега – весной.

Неудачно выбранное время: работы остановлены из-за дождей

Функции водоотводящих сетей: зачем нужен дренаж ↑

Кроме осушения почвы, грамотно проложенный дренаж из старых шин способен решить несколько проблем:

  • Остановить процесс размывания верхнего плодородного слоя грунта.
  • Понизить уровень влаги в глубинных слоях грунта.
  • Отвести потоки дождевой воды от грядок.
  • Предотвратить болезни деревьев, декоративных растений.

Планирование схемы каналов и точек сбора воды ↑

Чтобы система работала исправно, необходимо правильно выбрать траектории дренажных линий, определить глубину, место слива. Самый простой метод – наблюдение. Во время ливня обратите внимание на направление потоков – естественные линии стока воды помогут определить правильные линии для дренажных каналов.

Простая схема разводки дачного дренажа

При планировании системы учитывают рельеф участка: ветки располагают таким образом, чтобы начало траншеи находилось в верхней точке, а сток – в самом низком месте. Кроме линейных отводов, есть смысл обустроить точечные водоприемники. Точки сбора рационально установить в небольших по площади естественных впадинах, где застаивается вода – обустройство точечного дренажа из покрышек займет меньше времени.

Чтобы правильно определить глубину, нужен простой анализ состояния грунта. Если уровень грунтовых вод постоянно высокий, а порода – тяжелая, со слабой проницаемостью, придется копать глубокие траншеи:

  • До 1 метра глубиной в зоне высадки фруктовых деревьев.
  • До 70 см – в местах обустройства грядок.
  • До 50 см – по периметру участка, по ходу дорожек.

Траншеи и открытые линии ↑

Каналы, выкопанные на глубину более полуметра, считаются глубинными. Траншеи для регулировки уровня грунтовых вод оборудуют дренажной обоймой: трубой с перфорацией в обсыпке из щебня и геотекстильной обертке. Заменить покупные материалы можно подручными средствами:

Вместо готовых труб – покрышки

  • Старые шины разного диаметра выполнят функцию дренажной трубы.
  • Вместо щебня используют битый старый кирпич, гальку, керамзит, куски пенопластовых листов.

На геотекстиле желательно не экономить: полотно защитит дренаж от заиливания и разрушения плотной глиной.

Поверхностные каналы, глубиной до 50 см, оставляют открытыми, или оборудуют обоймой так же, как и глубинные траншеи. Вместо цельных колес в качестве трубы устанавливают куски (сегменты) покрышки. Засыпные материалы, которые нужны для дренажа, – песок и щебень.

Приемные дренажные колодцы ↑

Стекающую по дренажным каналам влагу нужно отвести от осушаемой зоны и организовать точку слива. Если поблизости есть пруд, придорожный ров, то сброс воды осуществляют без строительства дренажного колодца. На самом участке обустраивают дренажные приемники – емкости без дна, установленные на гравийную или щебневую подушку. Вода из каналов после слива в колодец дополнительно очищается засыпным фильтром и отводится в грунт.

Читайте также:  Септик для дачных туалетов и выгребных ям: жидкость, таблетки, порошок

Вариантов обустройства стенок дренажного колодца – несколько:

  • Готовые пластиковые или бетонные изделия.

Заводской пластиковый резервуар

  • Самодельные дренажные колодцы. Материалы для сборки – покрышки или старые пластиковые бочки, кирпич.

Самодельный дренажный приемник

На перенасыщенных влагой породах устройства одного дренажного резервуара бывает недостаточно. Для сброса больших объемов воды, особенно если на участке есть септик, оборудуют дренажное поле: площадку с дренажным тоннелем для слива. Тоннели изготавливают из пластика в виде полусферических каналов, напоминающих разрезанную вдоль трубу. Самостоятельно канал также можно сделать из покрышек большого диаметра.

Делаем сеть каналов для осушения участка из покрышек: инструкция ↑

Как сделать траншеи для дренажа из шин? Подготовить покрышки: понадобятся старые колеса разного диаметра от 13-дюймов. Кроме шин, придется купить песок для подсыпки и геотекстиль. Для поверхностной канавы дополнительно нужен щебень. Фракция засыпных материалов – крупная или средняя. Мелкий песок и щебневая крошка не подходят для водоотвода: маленькие частицы забивают отверстия полотна.

Покрышки: подойдут любого диаметра

Вспомогательные инструменты и материалы:

  • Соединительные элементы: пластиковые хомуты, саморезы.
  • Куски плотной резины для уплотнения соединений.
  • Дрель – для быстрого пробивания отверстий в резине.
  • Лопаты, кирка, тачка, уровень, пленка, колышки и строительная лента (леска) – для земляных работ.

Подготовка: земляные работы ↑

Чтобы сделать своими руками дренаж из покрышек, сначала нужно разметить траекторию, длину, спланировать глубину и ширину веток. Выбирают линию для обустройства центрального канала. В стороны от главной линии размечают отводы: боковые ветки под углом к центральной.

Схема расположения отводов

В верхних точках отводов ширина канав должна соответствовать диаметру шины с запасом до 20 см. Глубина – диаметр шины плюс до 30 см на подсыпку.

Выкопанная по разметке линия

С учетом того, что по мере приближения к точке соединения с центральной линией будут использоваться шины большего диаметра, глубину и ширину траншеи плавно увеличивают по направлению к главной линии. Чтобы вода стекала быстро, формируют наклон: для боковых веток достаточно перепада в 1 – 2 см на метр.

В таком же порядке выкапывают центральную траншею. Перепад высоты в главной линии должен быть больше, чем в боковых отводах. Оптимальный наклон дна – до 3 см на каждый метр.

Наклон по естественному склону участка

Дно выкопанных каналов выравнивают, проверяют соблюдение наклона. Из песка делают песчаную подушку толщиной до 15 см.

Монтаж дренажа из шин ↑

На песчаную подушку настилают геотекстиль. Оставляют свободные края с учетом высоты покрышек в дренаже. Для дополнительной фильтрации можно засыпать на полотно слой щебня высотой до 15 см.

Готовая дренажная обойма

Сборка трубы из покрышек:

  1. Шины устанавливают друг на друга. Начинают соединение с колес маленького диаметра.

Соединение болтами с гайками

  1. Боковые стенки двух покрышек соединяют хомутами через ранее просверленные отверстия. В качестве крепежа используют саморезы, или гайки с болтами. При таком способе соединения под отверстия подкладывают прокладки из плотной пленки или каучука: старая резина крошится, резьба срывается.

  1. Трубу собирают вертикально, после установки последней шины готовую дренажную трубу укладывают в траншею. Из-за большого веса формируют несколько отрезков, которые соединяют после непосредственно в канале.

Для укрепления конструкции сверху и прочного соединения отрезков используют металлические полоски с высверленными отверстиями. Саморезами крепят полоску к соседним шинам.

Соединение отрезков в канале

Готовую трубу заворачивают в геотекстиль. Края полотна в нескольких местах соединяют изолентой, скобами.

Укладка трубы в канаву

Поверх готовой обоймы насыпают слой песка. Сверху – обратная засыпка грунтом. Целесообразно сделать выступ над готовым каналом из песка и грунта на высоту до 10 см: со временем песок просядет, и выступ сравняется с поверхностью грунта.

Поверхностная линия с отводом из шин ↑

Из покрышек делают и поверхностные отводы дренажа. Для улучшения оттока используют разрезанные на сегменты покрышки.

Схема установки поверхностного дренажа

Обустройство поверхностной линии начинают с укладки геотекстиля и засыпки щебня. Высота щебневой подушки – до 25 см. На подсыпку укладывают части шины внутренней полостью ко дну траншеи. Отверстия, расширяющиеся книзу, выполнят функцию перфорации в заводской трубе: через щели вода свободно просачивается в щебень.

Сверху насыпают еще один слой щебня. Заворачивают и фиксируют края полотна внахлест. Готовую обойму засыпают.

Дренажный колодец: самодельный приемник из покрышек ↑

Чтобы собрать своими руками приемный колодец для дренажа, понадобятся старые покрышки большого диаметра. Оптимальный вариант – прочные тракторные или грузовые шины. Количество изделий просчитывают по высоте запланированного резервуара с учетом высоты дренирующей подушки. Колодцы, оборудованные крышкой из чугуна, устанавливают в качестве точечных водоотводов в местах постоянного скопления воды.

Шины: герметичный материал для стенок колодца

Выбор места установки и рытье котлована ↑

Углубление должно находиться в естественной впадине или в самом низком месте на краю участка.

Копка котлована под приемник

  • Глубина определяется, исходя из особенностей грунта и уровня воды в нем. Желательно, чтобы сброс происходил на глубину до 1,5 — 2 м. При таком углублении нет риска замерзания жидкости.
  • Диаметр котлована равен диаметру шины с добавлением до 30 см по окружности для изоляции и подсыпки.
  • Вход центральной линии должен находиться в верхней трети приемника.

Выкопанное углубление обязательно проверяют на вертикальность стенок: покрышки нужно установить строго вертикально друг на друга. Дно должно быть ровным.

Песчаная подушка на дне

На утрамбованную почву засыпают и уплотняют песок. Толщина песчаного слоя – 15 – 20 см. Сверху – слой щебня крупной фракции. Чтобы подсыпка не размывалась, целесообразно установить несколько крупных камней, а сверху – щебень. Вместо щебня допускается укладка речной гальки или камня.

Сборка колодца из старых колес ↑

На подготовленное основание укладывают первую шину. Выбирают способ соединения. Для герметичной фиксации используют цементный раствор.

Соединение шин хомутами из пластика

Устанавливая поочередно шины, выводят высоту на запланированный уровень. В нижней части, на первой покрышке, можно заблаговременно сделать узкие прямоугольные прорези для отвода воды на подсыпку.

Врезка в верхней части колодца

В верхнем кольце делают отверстие под трубу из центральной линии. Вокруг стенок делают обсыпку из щебня, кусков пенопласта. По внешнему диаметру утрамбовывают глину или заливают раствор.

Приемник для поверхностного отвода

Так обустраивают не только приемные дренажные емкости, но и точечные приемники в местах, где нет естественного оттока воды, а линия отвода не запланирована. При установке точечного дренажного слива на верхнюю покрышку необходимо установить защитную решетку: купить готовую или сварить из металлических прутьев, арматуры.

Точечный приемник с крышкой

Тоннель вместо фильтрационного поля ↑

Из покрышек можно сделать не только линейный дренаж или приемник, но и оборудовать полноценное фильтрационное поле. Такой способ отвода устраивают на участках, где повышенный уровень грунтовых вод и сложный состав породы не дают возможности организовать сброс в колодец.

Схема тоннеля: готовые пластиковые конструкции можно заменить разрезанными шинами

Поле представляет собой площадку, углубленную на полметра, с щебневой засыпкой. Вместо колодцев – труба из половин покрышек, сложенных вплотную друг к другу в форме тоннеля. Поступающая из линии вода просачивается через щебневую подсыпку в грунт.

Видео: дренаж из старых шин в сложном торфяном грунте ↑

Наглядная инструкция, как осушить сложный участок с помощью простейшего дренажа из покрышек.

Организация самодельных дренажных обойм и колодцев – временное решение проблемы. Таким способом можно отвести влагу из огорода или с дачного участка. Если планируется стройка, а грунт перенасыщен влагой, участок – со сложным рельефом, потребуется проектирование серьезной системы дренажа. Комплексная защита состоит из нескольких отдельных сетей: пристенного, глубинного, пластового дренажа, и, естественно, системы поверхностного осушения. Сооружение дренажа планируют до начала работ и проводят монтаж во время строительства.

Колодец из шин своими руками для сада: пошаговое руководство + фото

Нередко проблемой на дачном участке становится отсутствие канализации. Просто и эффективно можно решить эту задачу, обустроив септик. Причем используют для него самые неожиданные материалы. Пример такого варианта – колодец из покрышек своими руками.

Плюсы и минусы колодцев из покрышек

На деле шины применяют для сооружения колодцев разного вида, однако канализационные устройства пользуются самой большой популярностью. Причина тому – характеристики шин и свойства самой резины.

  1. Низкая стоимость – наиболее важный фактор при выборе материала. Для обустройства колодца нужны старые изношенные шины, а такие можно приобрести в шиномонтажной мастерской по низкой цене, попросить у знакомых или соседей, найти на улице.
  2. Средний срок эксплуатации колодца из покрышек составляет 15–20 лет, что довольно много. Декоративный вариант прослужит еще дольше.
  3. При вспучивании или умеренных подвижках грунта колодец из колес своими руками не повреждается, так как упругость материала позволяет последнему переносить небольшие деформации без потери качества. Однако при сильных подвижках нарушается герметичность конструкции. Поэтому дважды в год ее следует проверять и герметизировать швы.
  4. Сооружение из покрышек любого рода выполняется своими руками. Это сокращает расходы по оборудованию дачного участка. Кроме этого, шины имеют одинаковые размеры и форму, что позволяет с легкостью рассчитать нужное количество, уложить правильно.

Конечно, у такого рода сооружения есть и недостатки.

  1. Ремонтировать такой септик или дренаж невозможно, необходимо полностью заменить конструкцию.
  2. Резина испытывает воздействие агрессивной среды. Со временем материал растворяется и появляется не самый приятный запах резины.
  3. Обустраивать колоды из покрышек возможно лишь в тех случаях, когда глубина залегания грунтовых вод составляет не менее 5 м.

Глубина настоящей скважины с питьевой водой достигает 9 м. В этом случае покрышки тоже можно использовать, но конструкцию следует усилить, чтобы предотвратить обвал стенок.

Виды колодцев из шин

Из покрышек своими руками можно соорудить самые разные конструкции для отвода и хранения воды.

Колодец из покрышек для дачи – глубина шахты его не превышает 9 м, хотя чаще достигает 3 м. Однако для полива сада или огорода, для купания или мытья посуды она вполне пригодна. Сооружение колодца из покрышек своими руками занимает минимум времени. Однако здесь очень важно тщательно мыть и обрабатывать шины с тем, чтобы вода оставалась чистой.

Септик канализационный. Аналог выгребной ямы, в которой накапливаются стоки, а затем их откачивают. Вариант с покрышками обойдется заметно дешевле, чем бетонное сооружение, хотя и уступает ему по долговечности. Зато правильная и однородная форма шин в качестве составляющих элементов намного облегчает монтаж. Более того, из покрышек можно собрать всю канализационную систему, обслуживающую дачу – наружную ее часть.

Дренажный – приспособление для отвода грунтовых и ливневых вод в канализацию. Размещение зависит от характера дачного участка. Таким образом удается избежать подтопления жилого дома или хозяйственных построек.

Декоративный колодец из покрышек – имитация настоящего сооружения, заполненная землей. По сути, это форма цветника из шин, но с дополнительными декоративными элементами наподобие опор, с имитацией вала и навеса.

Строительство любого варианта из покрышек занимает намного меньше времени, чем сооружение колодца из бетонных колец или выкладка кирпичом. Кроме этого, даже при использовании шин очень большого размера не требуется тяжелая техника.

Как сделать колодец из колес для сада

Колодец из шин для сада своими руками сооружают по одинаковой схеме:

  • выкапывание траншеи соответствующей глубины;
  • подготовка – укладка песка, щебня, возможно, обработка стенок;
  • укладка покрышек и их обработка;
  • завершающие мероприятия.

В категорию последних операций входят самые разные действия: сооружение крышки, например, входящей трубы, закладка стенок щебнем и тому подобное.

Декоративный колодец из шин своими руками

Такого рода сооружение может послужить забавным элементом детской площадки или сада. Сделать из колес декоративный колодец совсем несложно. Для этого нужны 3–7 шин одинакового размера, опорные стойки из дерева, доски и кровельный материал для колодезного навеса, краска и инструменты.

Порядок действий следующий.

  1. На 1 этапе нужно определить, как именно устанавливать опоры: внутри автомобильной шины, снаружи или прямо в покрышках. Затем измеряют диаметр шины или просто укладывают ее на землю, и очерчивают контур. По этой линии делают канавку глубиной до 10 см. Размечают места установки опор, выкапывают для них ямы в 50 см. Если опоры устанавливают в шины, то из них предварительно вырезают отверстия под стойки.
  2. В лунку устанавливают покрышки стопкой. Прорези, если они есть, должны совпадать.
  3. Через отверстия или рядом, устанавливают опоры в ямы, засыпают землей и утрамбовывают, можно залить бетоном. На дно укладывают несколько крупных камней или гравий, чтобы придать устойчивость сооружению. Для навеса из бруса собирают каркас, а затем обшивают его досками или кровельным материалом – черепицей, шифером, ондулином. В этом качестве можно использовать те же покрышки, вернее, их фрагменты.
  4. Колодец из шин внешне совершенно непригляден. Чтобы декоративный колодец на приусадебном участке из автопокрышек действительно стал привлекательным, его окрашивают специальной резиновой краской. Чаще всего покрышки расписывают, чтобы они условно, но воспроизводили кирпичную кладку любого цвета. Можно встретить другие варианты, например, корпус из шин покрывают слоем декоративной штукатурки.
Читайте также:  Как правильно монтировать пластиковую канализационную трубу диаметром 160 мм

Колодец можно засыпать землей и высадить в него цветы или даже ягоды, наподобие клубники. Иногда конструкцию используют как летнюю площадку для комнатных растений: выносят горшки и располагают их на закрытом люке. Можно подвесить горшок с цветами на колодезный «вал» – это тоже выглядит привлекательно.

Канализационный колодец из покрышек своими руками

Чтобы колодец для канализации из покрышек служил долго и не требовал замены каждые 3 года, необходимо правильно выбрать место для него, подобрать оптимальную конструкцию и при выполнении работ тщательно герметизировать.

Различают несколько основных видов септика.

  1. Колодец с фильтрующей системой имеет самое простое устройство. На дно ямы укладывают щебень, стенки формируют покрышки. В грунт отсюда попадает только вода, а твердые частицы удерживает щебень. Такой колодец можно использовать только для отвода относительно чистой воды: из умывальника, ванной. Стоки с фекальными массами сюда сбрасывать нельзя.
  2. Вариант с отстойником и фильтрующим колодцем предполагает сооружение двух шахт, выложенных покрышками. Сначала стоки попадают в отстойник, где на дно осаживаются твердые и тяжелые массы. Затем по сообщающейся трубе жидкие и легкие отходы перетекают колодец с фильтрующей системой. Здесь фильтром служит слой песка и щебня и в грунт опять-таки попадает чистая вода.

Соорудить систему своими руками сложнее, однако такой вариант куда эффективнее. Откачку нужно производить намного реже, поскольку стоки фильтруются дважды.

Колодец с фильтром и дренажной трубой – не самый удачный. От первой конструкции ее отличает только дренажная труба, по которой из септика выходит очищенная вода. Тяжелые фракции оседают на слое из песка и щебня. Система довольно быстро выходит из строя, поэтому встречается редко.

Колодец из старых покрышек сооружают своими руками по следующей схеме.

  1. Выкапывают траншею соответствующего диаметра – на 20 см больше от покрышек. Размер септика определяют объемом предполагаемых сточных вод и их характером. Если строят вариант с отстойником, выкапывают 2 ямы и канаву между ними под некоторым углом, так как стоки из отстойника в септик должны идти самотеком.
  2. На дно ямы утрамбовывают слой песка в 20 см, а затем слой щебня в 40 см. В шинах необходимо увеличить внутренний диаметр. Отступив 5 см от протектора, вырезают кольцо. Нож смазывают маслом или мылом, чтобы облегчить работу своими руками. Армирующие волокна перекусывают кусачками. Заготовки обрабатывают битумным лаком, чтобы увеличить их стойкость к агрессивной среде.
  3. Первую шину укладывают на дно. По 4 сторонам покрышки вбивают деревянные бруски длиной, равной высоте колодца. Так предотвращают смещение шин. При укладке между брусками и покрышками дополнительно укладывают куски резины. Следующие элементы размещают стопкой. Между собой скрепляют резиновым клеем.
  4. От дома до септика выкапывают траншею для укладки канализационной трубы. Заводят ее в колодец из покрышек в верхней трети. Монтаж производят под наклоном, поскольку стоки идут в септик самотеком.
  5. Полость между покрышками и земляной стеной засыпают щебнем – он служит водонепроницаемым покрытием. Допускается использование цемента или глины, но с этими материалами своими руками справиться сложнее.
  6. Если строят отстойник и колодец, то между ними укладывают пластиковую трубу. Для нее в шинах на нужном уровне вырезают отверстие. Место крепления герметизируют.
  7. На последнем этапе сооружают люк для колодца из покрышек или деревянный навес.

Дренажный колодец из покрышек своими руками

Дренажную систему обустраивают летом или в начале осени, когда уровень грунтовых вод минимальный. Планировать же разводку следует весной, чтобы иметь возможность пронаблюдать, как и где выходят воды и где накапливаются дождевые стоки.

Обязательным элементом такой системы является дренажный колодец из автомобильных шин. Строительство выполняют по той же схеме, но есть некоторые особенности.

  1. Глубину дренажного колодца из шин рассчитывают с учетом местности. Желательно, чтобы величина составляла 1,5–2 м, чтобы исключить замерзание. Показатель равен диаметру покрышки плюс 30 см по периметру. Яму именно таких габаритов и выкапывают. Центральная линия дренажа должен входить в приемник в верхней его трети.
  2. На дно ямы утрамбовывают 20 см песка, несколько крупных камней, чтобы предупредить размывание слоя, а затем щебень и мелкий гравий толщиной в 40 см. Покрышки укладывают поочередно друг на друга, для скрепления используют цемент. В первой уложенной шине предварительно проделывают прорези для отвода стока на подсыпку. В самой верхней шине или в 2 проделывают отверстие под канализационную трубу.
  3. Полость между стенкой шахты и шинами засыпают щебнем и кусками пенопласта – дренажный колодец важно утеплить. Заливают слой глиной или цементным раствором.
  4. В качестве люка используют металлическую решетку. Можно приобрести готовую или сварить из прутьев своими руками.

Дренажный колодец из шин служит едва ли не дольше других вариантов. Вода здесь не цветет, на резиновых стенках не появляется плесень или слизь. Обычно запах резины нивелируется слоем щебня.

Полезные советы

Обустройство и эксплуатация колодцев разного вида требует выполнения некоторых рекомендаций. Это заметно облегчает работы, продлевает срок службы.

  1. Важно выполнить все требования по размещению колодца. Дренажный располагают в самой низкой точке участка с тем, чтобы вывести воды. Септик размещают на определенной удаленности от дома, хозяйственных построек, сада.
  2. Канализационную систему следует размещать с наветренной стороны, чтобы избежать неприятных запахов.
  3. Чтобы не беспокоиться о переполненности сточной ямы, нужно выбрать шины максимально возможного диаметра. Как правило, конструкция из 5–7 покрышек обслуживает семью из 3 человек, постоянно проживающих на даче.
  4. В канализационный колодец из шин можно вывести не только стоки из дома, но и коммуникации от летнего душа или умывальника.
  5. Колодец для воды из шин стоит оборудовать насосом. Это облегчает полив огорода и сада.
  6. Между собой покрышки рекомендуется скреплять пластиковыми хомутами. Они не боятся влаги и обеспечивают надежное крепление.
  7. Если установлен люк из шины, в нем нужно проделать смотровое отверстие.
  8. Колодец из шин можно обернуть полиэтиленом или рубероидом. Материал обеспечивает полную герметичность: риск попадания неочищенной воды в землю минимален.
  9. Возле колодца стоит посадить какое-либо влаголюбивое дерево – ольху, иву, ракиту. Корни растения впитывают избыток влаги.

Фото колодцев из шин для сада

Утилитарные сооружения – канализационный или дренажный колодец, внешне неприглядны и обычно их маскируют. Дизайн декоративного колодца из шин своими руками может быть очень разнообразным.

Заключение

Колодец из покрышек своими руками соорудить сможет даже начинающий мастер. Назвать шины универсальным материалом, конечно, нельзя. Однако срок эксплуатации дренажного, канализационного или ресурсного колодца достигает 15–20 лет, а это совсем немало. В случае сильных повреждений ремонтировать сооружение нельзя, его полностью заменяют.

Сливная яма из покрышек своими руками: пошаговая инструкция по обустройству

Желание добавить городской комфорт в дачную жизнь побуждает многих дачников, да и владельцев загородной недвижимости, заниматься обустройством водопровода на собственном участке. Но полноценная работа водопровода невозможна без канализации, не так ли?

Оказывается, смастерить автономную канализацию можно самостоятельно из подручных материалов. Одним из популярных самодельных сооружений является сливная яма из покрышек, применяемая для сбора и фильтрации стоков. Устройство и монтаж конструкции очень просты, но эффективность и безопасность эксплуатации системы достигается только при строгом соблюдении технологических норм.

В этом материале мы расскажем о том, как выбрать место под выгребную яму, и что необходимо при этом учитывать. Также, здесь вы найдете пошаговую инструкцию по сооружению выгребной ямы из автомобильных шин. Материал сопровождается схемами по обустройству и видеороликами с советами экспертов по сооружению сливных ям.

Устройство и принцип действия отстойника

Выгребная яма – простейший вариант обустройства автономной канализации. С появлением высокоэффективных септиков и локальных систем очистки применение сливных сборников в частных домохозяйствах и коттеджных поселках снизилось. Однако среди дачников этот способ вывода сточных вод остается востребованным.

Наиболее бюджетная и легкая в исполнении система локальной канализации основывается на применении старых автопокрышек. В этом случае стенки сливного сборника укреплены резиновыми шинами, днище у резервуара отсутствует.

Основание поглощающего, или иначе фильтрующего варианта – дренажный слой из щебня и песка. Устойчивость конструкции достигается за счет веса самих автопокрышек, земельной обсыпки и накопленных сточных вод.

Принцип работы поглощающей ямы:

  1. Сточная жидкость по трубе поступает в емкость.
  2. Тяжелые, твердые взвеси оседают на поверхности «подушки» из щебня.
  3. Полуочищенная вода просачивается сквозь дренажный слой и проходит вглубь грунта.
  4. Накопленный ил периодически откачивается из резервуара.

Для повышения качества фильтрации и ускорения дренажа стоков внутри резервуара из автопокрышек устанавливается пустотелая перфорированная труба.

Целесообразность сливного сборника из автопокрышек

Планируя сооружение выгребной ямы из автопокрышек, необходимо сопоставить особенности обустройства, эффективность работы сливного сборника с предполагаемыми условиями эксплуатации и «нагрузками» на канализационную систему.

Главные аргументы в пользу колодца из резинотехнических изделий:

  1. Низкая стоимость. Использованные покрышки можно достать бесплатно – на автосервисе или автотранспортном предприятии остается много старых шин под утилизацию. В крайнем случае, изношенную автомобильную резину получится приобрести практически за копейки на барахолке. Основная статья расходов – обустройство подводящего трубопровода.
  2. Простота монтажа. Подготовка материала, установка и подключение сливного резервуара – посильная задача для одного человека. Работа не предусматривает использование дорогостоящих инструментов и оборудования.

Резина не поддается коррозии, поэтому яма прослужит дольше, чем сооружение из металлических бочек. Средний срок эксплуатации – 10-12 лет.

«Кустарное» очистное сооружение для канализации имеет ряд негативных факторов, ограничивающих его применение:

  1. Низкая производительность. Даже покрышки очень большого размера не способны обеспечить достаточный объем для накопления и отвода сточных вод. Поглощающая яма из шин подойдет для семьи из двух-трех человек.
  2. Промерзание системы. Несмотря на использование теплоизоляционных материалов при сильных морозах резина околевает, что чревато замораживанием стоков и остановкой работы канализации.
  3. Неприятный запах. Время от времени со стороны выгребной ямы могут доноситься «ароматы» нечистот. Для устранения проблемы монтируют фановую вентиляционную трубу и накрывают люк плотной крышкой.
  4. Ограниченность использования. Степень очистки стоков поглощающей ямой достигает 40% – этого недостаточно для безопасного отвода в грунт. Чтобы не нарушить экологическое равновесие в сливную яму из покрышек нельзя сбрасывать сильно загрязненную жидкость и фекальные массы.
  5. Недостаточная герметичность. Обеспечить полную непроницаемость стыков между покрышками достаточно сложно. При подвижках грунта и после чистки высока вероятность разгерметизации конструкции – нечистоты начинают просачиваться в грунт.

Утрата герметичности – самая частая причина сбоя в работе канализационной системы.

Возможные решения проблемы: капремонт конструкции после чистки или полный демонтаж резинового колодца с последующим возведением траншеи из новых покрышек.

Поглощающий колодец из покрышек целесообразно возводить при выполнении следующих условий:

  • объем сточной жидкости не превышает 1 м.куб/сутки;
  • уровень грунтовых вод на участке находится на глубине от 2-х м;
  • выгребную яму без дна предпочтительно обустраиваться на легких, хорошо дренируемых грунтах (песок, супесок), на тяжелых субстратах (глина) вода склона застаиваться.

Строительство ямы целесообразно для дачного участка, сауны или бани сезонного использования.

Выбор места под сливную яму

При строительстве сливной ямы следует ориентироваться на нормы, изложенные в СанПиН 42-128-4690-88. Документ четко определяет допустимые границы размещения канализационной системы на участке.

Дополнительные, но не менее значимые, ограничения по отдалению резервуара с нечистотами:

  1. Дистанция до водопроводных труб зависит от направления движения грунтовых вод. Приблизительно определить направление можно по уклону рельефа. При устремлении вод от сливной ямы минимальное расстояние между обозначенными объектами – 40 м, в противном случае – не меньше 25 м.
  2. До ближайшего колодца или глубинной скважины с питьевой водой должно быть 50 м и больше. На практике соблюсти эту норму очень сложно. С разрешения СЭС эта дистанция сокращается до 30 м.
  3. Расстояние до открытого водоема – минимум 30 м.
  4. Дистанция между деревьями, кустарниками и выгребной ямой – 4 м. Такой же параметр определен для проезжей части.
  5. Отдаленность очистной установки от соседнего участка – около 3-х метров.

Оптимальное расположение ямы – в низине участка по направлению грунтовых вод. Чтобы снизить вероятность проникновения в жилье неприятного запаха емкость с нечистотами сооружается с подветренной стороны, подальше от дома.

При планировке надо обеспечить беспрепятственный доступ очистительной техники к выгребному резервуару.

Технология сооружения выгребной ямы из шин

Ниже представлен пошаговый инструктаж по созданию сливной ямы с дренажной скважиной. Материал обустройства поглощающего колодца – старые шины.

Процесс устройства сливного сооружения из старой автомобильной резины включает ряд традиционных этапов:

Простой фильтрующий колодец из автомобильных покрышек для слива из стиральной машины

В деревенском доме, имеющем всего два источника грязной воды – кухонная мойка и автоматическая стиральная машина, встала задача обеспечить, хотя бы частично утилизацию стоков. «Ведерная система» конечно хороша – подкормка и полив кустов и деревьев, поддержание физической формы, тренировка внимательности наконец, но со стиральной машиной, это все таки перебор. Она такая штуковина – самостоятельная и своевольная, выплюхнуть воду может в любой удобный ей момент, стирает по нескольку часов и в это время – «Вещь в себе» по Канту как она есть… Я же тогда говорил ему, за завтраком… Дел больше нет – сидеть в позе роденовского мыслителя рядом, для присмотра. Ну хорошо, преувеличиваю конечно в деталях – за некоторое время привыкли и к стирательной машинке, и преотлично понятно когда она чего хочет по всяким издающим ею пощелкиваниям и жужжаниям, и наконец, слив в емкость рядом, практиковался только в холодное время года, летом же – шланг на улицу в ямку. Тем не менее.

Читайте также:  Этапы бурения дренажных скважин

Простейший сливной колодец, этакий намек на «фильтрующий», был построен прошлой осенью в надежде облегчить свою участь, по крайней мере, до постройки «септика». В не утепленном подвале была разведена утепленная канализация и выпущена наружу под землей. Блаженствовали несколько недель. В целом – колодец был небольшой, площадь впитывания оказалась более чем скромной, даже для наших невеликих объемов. Ну и самое главное – в удобном для размещения колодца месте, грунт оказался весьма глинистым, с крайне ограниченной впитывающей способностью. Выяснить это было можно только «эмпирическим путем», практически то есть. Волшебная лопата покрепче и вот этими вот золотыми… Испить, так сказать чашу, именно что – «до дна». Грунт у нас такой, хм, своеобразный – мы живем у подножия холма, видимо, что то, когда то сползало и вглубь – порой, как слоеный пирог и очень неравномерно. Когда копал траншеи и ямы для фундаментов-погребов, хорошо это дело рассмотрел. Увы, только копать, ну или лозоходство осваивать… Цветок папоротника, вот еще говорят, вглубь земли позволяет смотреть, ладно клады, а как бы здесь хорошо было бы.

Альт и бас дают петуха, моргнув,
игрушки свои жонглер на землю бросает,
стар и млад, плясун, балагур и шут
становятся немы ртом и ликом темны, –
чуть только наш, от ярмарки в двух верстах, кимвал забряцает
и окрест, бригадами по сто душ, появимся мы.

Мы – кроты. При нас улыбаться брось!
Мы видим тебя насквозь. Да, насквозь.

Михаил Щербаков « Марш кротов».

Да, так вот построенный колодец довольно быстро насытился водой и вероятно заилился (кухня, преимущественно холодная вода), перестал толком впитывать. Слив из кухни был отключен, оставалась стиральная машина. Максимальный объем сливаемой воды, за одну стирку – 40 литров по паспорту, но учитывая ручное заливание (из шланга от емкости выше), пусть будет все 50. Периодичность – в среднем, зимой, три раза за две недели. Сливаемая вода в перерывах преотлично успевала впитываться, но тут среди зимы пришли кроты или землеройки, словом, какая-то подземно-копательная мелочь. Большая полость под землей, надо полагать, показалась им не то вызовом способностям, не то удобным местом для сборов. Словом, многие из них, взяли себе за правило выгребать из своих кротовин накопанное в мой сливной колодец, что не добавляло ему впитываемости, и в конце концов, завалили его чуть не под крышку. Наверное, все-таки посчитали вызовом…

Я, конечно, не херувим. У меня нет крыльев, но я чту Уголовный кодекс. Это моя слабость.

Сын турецкоподданного – Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей (Задунайский).

Да, строительство такого рода сооружений бесконтрольно, несознательными гражданами, привело бы к неисчислимым бедам, посему, существует нормативные документы, оговаривающие важные тонкости процесса и специальные органы, карающей десницей пресекающие поползновения на самовольство. СНиП 2.04.03-85 с изменением №1 – «Канализация. Наружные сети и сооружения» – вот как это называется. Несколько основных, наиболее важных положений, призванных, собственно говоря, препятствовать загрязнению и заражению источников питьевой воды и вообще, поддерживать подобие гигиены.

Итак, первое, что надо соблюдать – расстояние от фильтрующих колодцев 8 метров, которое обеспечивает санитарно-защитную зону. Это прописано в 6 примечании пункта 2.2.

Далее пункты 6.195 – 6.197 объясняют о том, как должны строятся колодцы, вкратце:
фильтрующие колодцы должны находиться в супесчаных или песчаных грунтах, где количество сточных вод не должно превышать более 1 м3/сут; основание колодца должно находиться не менее 1 метра от уровня грунтовой воды; строить фильтрующие колодцы можно из трёх материалов – бутовой камень, железобетонные кольца, кирпич усиленного обжига; ширина не более 2,2 метра, а глубина не более 2,5 метров; люк должен быть диаметром 700 мм; вентиляционная труба должна быть диаметром 100 мм.

Итак, что понадобилось для работы.

Инструменты, оборудование.
Стандартный шанцевый и разметочный инструмент для земляных работ. Отрезная машинка, кое какой простой столярный инструмент потребный при монтаже пластиковых труб. Пригодился шуруповерт.

Материалы.
Покрышки от легкового авто в должном количестве, крупный гравий или его подобие – бут, камни, куски бетона либо кирпича или шифера. Технический вазелин или любая консистентная смазка – умаслить резинки на канализационных трубах, иначе их трудно собирать. Сами канализационные трубы. Немного крепежа.

Весной, как оттаяла земля, приступил к переделке. Старый колодец был по возможности разобран – вытащил, сколько смог покрышек, отрыл конец канализационной трубы. Новый, принялся копать ниже по склону в направлении уложенной трубы, чтобы максимально задействовать имеющееся, только удлинив. Сильно отдаляться смысла не было – состав почвы на нашем участке, действительно может разительно отличаться в метре-двух от предыдущего.

Новый колодец решил копать до сколько ни будь песчаного грунта, пришлось изрядно углубиться. Чтобы была возможность развернуться и хоть сколько-то орудовать лопатой, яму пришлось копать двойной ширины и все равно, выкидывание грунта напоминало этакую «форму» из Тай-Цзи. Углубился насколько возможно. Глубину померить не сподобился, но едва-едва вылезал. Сообразуясь с ростом – чуть больше двух метров. Получилось, как по уставу положено. До чистого песка так и не докопался, грунт был все еще глинистый, но доля песка существенно увеличилась, об этом можно было судить и без банки с водой, по меньшему налипанию на лопату и по характерному скрежету, при ее втыкании.

После выравнивания дна, нарастил сливную трубу и провел контрольную стирку. Вся вода (40…50л) ушла в грунт, не было даже намека на «лужу». Результат был сочтен вполне удовлетворительным, соблазн сливать сюда же и воду из кухни, был отвергнут по зрелому размышлению. Предпочел потенциальную долговечность.

Решено было задействовать всю площадь отрытой ямы, для чего покрышки укладывались по две рядом, в два ряда в высоту. Один из рядов заглушался, второй выводился на поверхность. Образовывалась этакая подземная полость со значительной площадью впитывания. Дно ямы засыпалось слоем битого шифера и обломков красного кирпича – от временных печек и образовавшихся при резке. Шифер, использовался также некондиционный – фактически утилизировал весь «каменный» мусор, особенно шифер – его, в отличие от остальных материалов, очень неудобно использовать в качестве бута при бетонировании – последнее пристанище для всякого твердого хлама. Большие куски разбивал молотком – поручил это дело ребенку, энергию атома, так сказать, в мирное русло.

На шиферно-кирпичные обломки, складывал покрышки, предварительно на нижней стороне каждой покрышки, «болгаркой» делалось несколько надрезов, чтобы не застаивалась вода – меньше будет запаха и комаров. Пилил обычным тонким абразивным диском по металлу. На улице, стоя с наветренной стороны – много дыма. Да, и делать это стоит в старой рубашке с длинным рукавом и чем ни будь на голове – разлетаются мелкие липкие резиновые частички, трудно отмываемые с кожи – со второй-третьей бани.

Свободные места в яме вокруг стопок покрышек, также забивались-засыпались битым шифером и обломками кирпича. Внутрь низенькой стопки набил куски кирпичей, чтобы лежащим сверху грунтом ее (стопку) не сплющило.

Сверху кирпичной засыпки, организовал этакую плоскую площадку. Применил две железки от самодельной банной печи – некогда это был импровизированный колосник. Железки из нержавейки, но годы тяжелой жизни, сильно их покорежили и окислили. Поверх дырявых железок, уложил несколько валяющихся камер от тракторных колес. Резина не позволит грунтовой мелочи просыпаться внутрь. Хранились камеры на улице и резина сильно потрескалась. Вырезал несколько кусков поцелее – на прокладки, остальное в яму. С пользой утилизировал.

Ну и постепенно завалил вынутым грунтом, небольшими слоями, утаптывая каждый. На конец канализационной трубы пристыковал штатный тройник – сливаемая вода стекает вниз, возможное засорение видно сверху и легко устраняется. На последнем фото – оголовок прикрытый кусочком «Пеноплекса». По идее, следовало бы положить еще несколько покрышек – их будет виднее в зарослях травы, эту траву удобнее будет окашивать триммером с леской. Зимой такой оголовок легче найти под снегом. Верхние покрышки, для устойчивости, следует скрепить изнутри оцинкованными саморезами.

Итого – одной бытовой заботой стало меньше, при строительстве, с пользой утилизирована целая куча хлама.

Как сделать дренажный колодец из покрышек своими руками

О дренаже есть страница → Грунтовые воды


Заплывшая торфяником канава

Проблема заключалась в заболоченности участка и относительно небольшой канаве на его границе. Весной, а также после продолжительных дождей весь участок превращался в хлюпающее под ногами болото. Канаву поначалу пробовали чистить, но в течении 2-3 месяцев она заплывала опять. Наш участок это бывшее болото с приличным слоем торфа, соответственно эта жижа никакой приличной формы держать не хотела.

В 2013 году (за год до того) по другой стороне участка мы проложили на глубину 40 см, закладывали готовую дренажную трубу диаметром в 100 мм. Результат понравился – часть участка заметно укрепилась, противное чавканье пропало. Верхний конец трубы опустили в болото за участком и тем самым его осушили. Эти улучшения и толкнули нас на дальнейшую мелиорацию.

Идея использовать автомобильные покрышки возникла из желания сделать диаметр дренажной трубы больше и заодно сэкономить на стоимости готовой трубы. Плюс участок мы всё равно хотели поднять, а извлечённый из этой канавы грунт распределить по огороду. Впоследствии эта затея показалась мне слишком трудоёмкой и не такой уж бесплатной, но тут я повторяюсь, страница → Недостатки дренажной трубы из покрышек

Автомобильные покрышки собрались относительно легко, при наличии автомобиля это не стало проблемой. Особенно быстро дело пошло в период массовой замены зимней резины на летнюю – на шиномонтажах нас встречали довольные работники, ещё бы, ведь мы избавляли их от проблемы утилизации. Несколько пугало требуемое количество этого материала, так на наши 30 метров канавы потребовалось 150 покрышек.


На фото бо́льшая часть собранных шин.

Шины сортировались и скручивались по размерам. В нижнюю (выпускную) стороны канавы шли большие размеры (R16 – R17), в начало R14 – R15

Соединялись между собой эти покрышки шурупами-саморезами с широкими шляпками (клопами) длиной в 40 мм. Лучше вкручивались саморезы с острыми, без сверла концами.

Для сжатия боков шин использовалась немного модернизированная плотницкая струбцина. Переделка заключалась в удлинении ручки Сначала края покрышки стягивались этой струбциной, потом шуруповёртом в соединённые бока вкручивался шуруп.


Модернизированная плотницкая струбцина для сжатия краёв покрышек.


Сжатие и крепление краёв покрышек.

Так как шуруп легко срывал собственную нарезку, то с обратной стороны подкладывался кусочек толстого полиэтилена (фото слева). Крепёж обычно выполнялся в трёх местах

При скручивании покрышки накладывались одна на одну. В результате получался столб (фото справа). При закрутке седьмой и восьмой шины приходилось подставлять ящик, чтобы добраться до вершины этой “пирамидки”.


В некоторых случаях покрышка прикручивалась при лежачей трубе

Слишком длинные куски старался не скручивать, так как перемещать их было уже не так просто. Удобным вариантом были трубы из 7-8 шин.


Трубы из покрышек


Фотография раскопанной траншеи

Покрышечные трубы готовились заранее и долго лежали на участке, вызывая любопытство соседей. Ждали сухой поры, когда грунтовая вода уйдёт ниже уровня раскопок.


Крепление труб жестью и саморезами

Стыковка труб осуществлялась жестяными полосами с пробитыми отверстиями и саморезами. Следующая секция укладывалась с прижимом к предыдущей и поверху прикручивались две полосы оцинкованной жести

Несмотря на соединение покрышек саморезами соединение получалось не плотным. Много шин было с разрезами, некоторые изделия из-за конструктивных отличий плохо прижимались друг к другу. Как то из-за наличия этих щелей возникли опасения, что труба со временем заплывет, и было решено окружить её слоем спабонда. Материал непосредственно перед укладкой расстилался на дно траншеи и после стыковки кусков трубы заворачивался сверху.

Засыпалось всё песком до уровня на 10-15 сантиметров выше участка. С учётом того, что песок со временем утрамбуется и провалится под покрышки.

Ссылка на основную публикацию